Администрация

Главная —  —  — О государственной поддержке семей, имеющих детей

О государственной поддержке семей, имеющих детей

Меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, п овышения уровня жизни семьи и пенсионного обеспечения.

Материнский (семейный) капитал является одной из мер государственной поддержки семей, имеющих ребенка (детей). Право на материнский капитал, как мера государственной поддержки семей с детьми, возникает у матерей (усыновителей) и может перейти к другим лицам.

Материнский капитал может быть использован: 

женщинами, родившими или усыновившими детей;

мужчинами, являющимися отцами или усыновителями детей;

детьми.

Следует отметить, что право на материнский капитал может быть реализовано однократно, то есть получить материнский капитал дважды невозможно. Материнский капитал не является собственностью лица, имеющего на него право, или собственностью семьи. Его нельзя разделить при расторжении брака, поскольку он не относится к совместно нажитому имуществу. Материнский капитал нельзя передать по наследству. Это средства государственного бюджета, предназначенные для специальных целей. Использовать государственные деньги можно только в рамках, установленных законодательством, и с соблюдением оговоренных в нем ограничений. Нецелевое использование материнского капитала может быть основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Особенности реализации указанной меры государственной поддержки установлены требованиями Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 256-ФЗ право на материнский капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года;

мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 256-ФЗ право на материнский капитал может быть реализовано в связи с рождением (усыновлением) второго и последующих детей начиная с 1 января 2007 года, а также первого ребенка в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 год.

В соответствии со статьей 6 данного Федерального закона материнского капитала по состоянию на 2007 год составлял 250 тысяч рублей. В дальнейшем он ежегодно пересматривался и определялся федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Изменение размера материнского капитала, причитающегося конкретному лицу, производилось автоматически и было обусловлено темпами инфляции.

Так, с 1 января 2021 года он составляет:

за первого ребенка – 483 881,83 рублей;

за второго ребенка – 639 431,83 рублей (с учетом размера материнского капитала за первого ребенка, рожденного (усыновленного) с 01.01.2020, при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 01.01.2020);

за третьего и последующих детей - 639 431,83 рублей (при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от № 256-ФЗ лица, получившие государственный сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям, в том числе использовать их для улучшения жилищных условий. Например, улучшить жилищные условия можно, направив средства материнского капитала на приобретение (строительство) жилого помещения и (или) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для строительства объекта индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства, находящегося на территории Российской Федерации (статья 10 Федерального закона № 256-ФЗ).

Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862. При этом направить средства материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) нежилых объектов недвижимости нельзя. Например, на садовом земельном участке можно построить жилой дом, а садовый дом - нельзя.

Кроме того, средства материнского капитала могут быть использованы: на получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным Федеральным законом № 256-ФЗ.


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!