Администрация

Главная —  —  —  —  —  — «ВЗРЫВНОЙ ВОЛНОЙ ПО ГРАНЯМ БЫТИЯ…»

«ВЗРЫВНОЙ ВОЛНОЙ ПО ГРАНЯМ БЫТИЯ…»

В Центральной городской библиотеке им.А.В.Луначарского г.Кропоткина Краснодарского края 22 ноября 2017 годапрошла творческая встреча под общим названием «ВЗРЫВНОЙ ВОЛНОЙ ПО ГРАНЯМ БЫТИЯ…» АЛЕКСАНДРАВЛАДИМИРОВИЧА КАЛИНЦЕВА, членаРоссийского союза писателей, члена Международного союза писателей и мастеров искусств с друзьями из местного отделения ООО «Союз пенсионеров России» и поклонниками его таланта.

Началась встреча с писателем песней на музыку Владимира Губанова, стихи Александра Калинцева «Струной звенит ромашковое лето…».

Когда у писателя за плечами большая жизнь, ему всегда есть что рассказать о времени и о себе.

Родился  Александр Калинцев в августе 1956 года в Красноярском крае, республика Хакасия, куда приехали  его родители в поисках лучшей жизни.Затем Сибирь, Урал. И – возвращение семьи с родившимися в скитаниях детьми в родной Кропоткин. Родной – потому что жил здесь с 6-летнего возраста, окончил 11-ю школу. После окончания школы  пошёл работать учеником токаря в автоколонну. По направлению военкомата получил специальность водителя. Затем – служба в армии. А после армии до 1980 года кем только не работал: водителем, грузчиком, стропальщиком…

Огромное место в его жизни занимает Север, куда он переехал жить в 1980 году. Почти 32 года настоящей трудовой жизни. Посёлок Лангепас, город Нижневартовск Тюменской области. Работал на объектах нефтедобычи более 30 лет в качестве слесаря, машиниста, механика кустовой насосной станции. Получил средне-специальное образование.

Непросто складывалась личная жизнь. Сейчас растут пятеро внуков.

Александр всегда много читал: запоем читал в детстве, читал служа в армии в палатке в полевых условиях ночью под светом ночника. Стихи начал писать в старших классах школы. Активно заниматься литературной деятельностью стал в 2000 году, уже в Нижневартовске. Там начались дни упорного самообразования,  хождение по выставкам и музеям, посещения литературных мероприятий. И было написано около двадцати небольших рассказов, наблюдений, эссе, прежде чем осмелился показать специалистам. Первые публикации стихов и рассказов пришлись на 2001 год.

В Нижневартовске печатался в газетах «Местное время» (литературная страница «Иван-чай»), «Новости Приобья» и «Женские страсти; в коллективных сборниках «Иван-чай», «Самотлор», «Под северным небом»; в альманахах «Зори Самотлора»; в журнале «Моя библиотека». Приезжая в отпуск в Кропоткин – сотрудничал с газетой-еженедельником «Факты и события», в которой печатали его рассказы. В Нижневартовске был членом литературного объединения «Замысел».

Информацию о его литературной деятельности можно найти в во втором томе «Каталога современной литературы» 2014г. – издании ХХV11 Московской международной книжной выставки-ярмарки.

С 2012 года проживает в г. Кропоткине. Пенсионер. Один из активных участников литературного объединения «Прикосновение к прекрасному» города Кропоткина. С 2014 года – член Российского союза писателей, член Ассоциации «Поэты Тюменской области». Осенью 2015 года был принят в Международный союз писателей и мастеров искусств.

В настоящее время издаёт свои произведения в журнале народной поэзии и прозы «Мозаика Юга», газете «Слово времени» общероссийской общественной организации РСП (Краснодарское региональное отделение).

Александр издал две книги прозы: «Мамина война» и «Взорванные судьбы».

Все его произведения размещены в интернете на сайтах: - «Проза.ру» и  «Стихи.ру».

Написание прозы – большая часть творчества Александра. Особо хочется отметить две небольшие повести – «Мамина война» и «Крестьянин из Панов».

Старая пословица гласит: «Без корня и полынь не растет». Корень любой нации – это ее история. Но нельзя понять историю страны, не изучив разные ее уголки, которые и составляют это понятие «страна». Любовь к родному краю, к корням своего рода – это и есть основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Родные места – это Кубань, где Александр провёл детство и юность. Его постоянно тянуло с северов в родные места, - успокоить душу, силы набраться, вспомнить юность, напитать впечатлениями свои произведения, написать о чем-то самом главном...

На этой земле у Александра похоронены прадеды и прапрадеды…

Повесть «Крестьянин из Панов». Это произведение предлагается читать не столько умом, сколько душой и сердцем. И тогда на каждой странице замелькают вполне знакомые образы Ваших отцов и матерей, дедов и прадедов, да и просто людей, которые хотя бы однажды осенили своим присутствием Вашу жизнь и этот мир. Вы окунётесь в прежний, ещё дореволюционный быт и уклад русской деревни и России в целом. Мы его, во многом, потеряли, но автор сумел сохранить для нас с Вами его неповторимую, и ни с чем несравнимую притягательность. Вполне возможно, что таких людей с простым русским именем Семён, отыщется не один десяток и на просторах современной России-матушки. Вся его жизнь, от рождения до нелепой смерти, словно тоскующий голос прошлого, отражённое эхо человеческих судеб, по воле рока злых людей, ушедших в небытие, но оставивших о себе вечную добрую память…

Слово автору. Читается отрывок из повести «Крестьянин из Панов»:

« Пропустив с батюшкой Серафимом по стакану белого вина, они направились к реке. Туда уже сходился народ: мужики, бабы, ребятишки; кто просто поглазеть, а кто кулаки почесать. У отца Серафима из-под зипуна смешно выглядывала ряса; он остановился, по-бабьи поднял ее и подвязал повыше, чтобы ногам не мешала. Потом помолился Богу: Прости Всевышний наши прегрешения.

- Семен помни, не выпускай меня из вида, ежели навалятся гурьбой, мы должны быть рядом, - батюшка давал наставления, как опытный боец, и как старший по возрасту.

Стороны начали сходиться стенка на стенку. В морозном воздухе стоял хруст и уханье, забористый мат казалось, шел с небес. Подручные выраженья уходили своими корнями в глубину веков, да и занятие было тоже древним, и называлось, как утверждают историки, довольно просто: «мордобитие».

Отец Серафим бился рядом с Семеном, они как тараном прокладывали просеку пудовыми кулаками, низвергая нижних еще ниже: на лед реки. Когда обозленный противник двинул на них ватагу в человек десять, батюшка крикнул Семену:

- Семен, давай ко мне.

Встали спина к спине два богатыря, и давай крушить низовых дальше, не боясь удара сзади.

- Грехи наши тяжкие, - говорил отец Серафим, и посылал страшный удар.

- Аминь, - констатировали его уста, когда супротивник падал. Никто не знал, что батюшка Серафим, пьяница и прожига, накладывал на себя жестокую епитимью после молодецких боев.

Постепенно верхние стали брать перевес по всему фронту, и битва, утрачивая запал, начала стихать. Подошли Алексей и Зайнат, и святой отец пригласил отпраздновать победу на его подворье.

Попадья Акилина обработала саднящие раны (им тоже перепало) и с болью и заботой в голосе сказала:

- Батюшка, да когда же ты угомонишься, дети вон уже подрастают. Прихожане ропщут, что отец Серафим Бога не боится…»

В детстве и юности тема войны не была далёкой и чуждой. Многие ветераны ещё были в строю. Выходили в свет десятки книг и фильмов про войну. Свои истории рассказывали сослуживцы и соседи, пережившие ужасы войны. Александру довелось работать с ветераном ВОВ, который прошёл ад штрафбата под Кёнигсбергом. Бабушка с малолетней мамой пережили оккупацию города Кропоткина. Их воспоминания и легли в основу рассказов и повести о войне. В 2002 году Александрнаписал своё первое произведение о Великой Отечественной войне – повесть «Мамина война».

Отрывок из повести «Мамина война» был включен в список произведений всероссийского конкурса чтецов «Живая классика», конкурс проходил во многих городах и населённых пунктах России (Мурманск, Санкт-Петербург, Уфа, Тюменская область, Чувашия, даже в детском лагере «Артек» и др.). А в Чувашии, в поселении Вурнары чтец с этим произведением занял первое место.

Слово автору. Читается отрывок из повести «Мамина война».

«Собранные безжалостной рукой мобилизации по кишлакам и аулам, джигиты воевать не хотели.

И теперь оставшиеся в живых, чтобы не попасть в пекло боев, портили себе желудки хозяйственным мылом. Двор стал похож, простите, на сортир. Не выдержав такой наглости в собственном дворе, дед Роман пошел жаловаться по начальству. Комендант выслушал жалобу и направил дежурного офицера навести порядок:

- Лейтенант, сходи-ка ты, вот с дедушкой, разберись, чей это взвод, и командира потом ко мне.

Когда худощавый, подтянутый лейтенант зашел во двор, у него заходили желваки от увиденного. (Когда его роту сутки назад вывели из боя, он насчитал одиннадцать боеспособных солдат). Он подал команду строиться. Киргизы нехотя одевались, и становились неровной шеренгой, недовольно сверкая глазами. Они не знали, что будет дальше. Лейтенант терпеливо ждал. «Эти засранцы заслуживают трибунала, - думал он, - но потери очень большие, поэтому завтра, с утра, этих вояк отправим на передовую».

Таким образом, рапорт был составлен, и он поднял глаза на служивых. «Все?»- коротко спросил офицер, но одного в строю не было. Лейтенант вытащил из кобуры пистолет и зашел в дом.

Не чуя беды, молоденький казах спокойно лежал на койке, напевая себе монотонно под нос что-то свое, степное. «Встать», - сдерживая гнев, крикнул офицер. Тот, плохо соображая, выпрыгнул из под одеяла, и теперь стоял совершенно голый, глядя завороженно на пистолет в руке лейтенанта. Потом очнулся, и кинул ноги в кальсоны. Помощник коменданта показал на дверь, и солдат, придерживая рукой исподнее, вышел в коридор, что-то лопоча по-своему.

Видимо по-русски он не знал ни слова. На улице багровый от гнева лейтенант, на глазах у детей и женщин, направил на него пистолет: сухо щелкнул выстрел, и солдат осел на землю с навсегда застывшим удивлением в глазах. Эльвира видела, что губы его шептали. Может это был вопрос: За что? А может последним словом было - Мама?

Остальные вмиг выровнялись, подтянулись, страх сделал их стройнее.

-Я роту положил под Гиреем, а они тут мыло жрать, на фронт пойдёте, вояки, - ругнулся с оттягом командир, - в колонну по одному, марш, едрена вошь.

Беззвучно выходили они из калитки, лишь некоторые косили глазом на своего товарища, неловко упавшего у порога.

- Вылечим, - сказал на прощание хозяину молодцеватый лейтенант со страшной усталостью в синих глазах, имея ввиду передовую, как лекарство от страха и поноса…»

Военную тему продолжили  рассказы: «Опалённое сердце», «Взорванные судьбы», «Дорога домой», «Иван да Ванька», «Люська. Дети войны», «Маша, Машенька», «Печальная ошибка», «Кормилица».

Автор читает отрывок из рассказа «Кормилица»:

«Николай Зеленцов уже зимой 1942 года стал старшиной роты. Харч, боеприпасы, спирт – всё было в его ведении. Вот только с новым командиром не ладились у них отношения, тот любил выпить и докучал старшине ежедневно. Ротный был чужой, присланный из штаба полка, за какие-то прегрешения лишился тёплого места. Солдат он не любил, и те отвечали ему взаимностью. И всё бы ничего, да подружились чёрт с дьяволом.

Особист, подтянутый и надушенный офицер, повадился к ротному на «чай». Ординарец пулей летел к старшине за спиртом и закуской, относил, и выдворялся в блиндаж второго взвода, где и харчевался. Солдаты болтали, что особист доводился их командиру земляком. Зеленцов про это не ведал, но догадывался, что знакомы они ещё по полку. Что было точно – жрали и пили знакомцы за двоих. Так исподволь и накапливалось.

Однажды Зеленцов отказал ординарцу, крепкому мужику с хитринкой в серых глазах:

- Больше нормы не дам, так и скажи. Где я на них наберусь, хлещут каждый дён по литряку, коль на водку перевести…

Тот поднял в удивлении брови:

- Ты, чо, старшина… ладно, наш,… а тот, лейтенант, шкуру спустят, не помилуют…

- Разговорчики, товарищ солдат, - повысил голос Николай и вручил посыльному фляжку. – Там сто грамм, лейтенант у меня на довольствии не стоит.

Через десять минут, с выпученными от гнева глазами примчался командир роты, капитан Огрызко:

- Старшина, ты чо, под арест захотел?

- Солдаты, товарищ капитан, и так уже косятся на меня, дескать, фронтовые зажимает старшина.

- Пошли они на …, - перешёл на траншейный язык командир.

Зеленцов закипал. Недавно особист отдал в штрафную молодого красноармейца, ни за что, опоздал на десять минут. Случилась парнишке оказия, зазноба в соседнем селе, а утром бой, наступление. Тот к командиру, отпустите, утром буду как штык. Тот поломался, но отпустил, курочку прихвати, говорит, да горилки. Вот хохол ненасытный.

Боец опоздал, пришёл понурый и с пустыми руками. Наступление отложили, но все были на ногах. Что тут поднялось! Особист напирал на дезертирство, а капитан стоял и ухмылялся. Отдал человека на съедение… подлец.

А парень с непорочностью юности глядел на них, недоумевая, чего они озлобились:

- Избы попалили немцы, землянки народ роет, а Любашу мою фашисты споганили, она умом тронулась…

- Где у тебя спирт? – срывался на крик ротный, лицо стало багровым, а глаза не по-человечьи злыми.

- Товарищ капитан… - начал было Зеленцов, но капитан не слушал, шарил глазами по землянке, ища заветную бочажку.

- Заткнись, сучье вымя, давай спирт, ишь ты, посмел перечить, завтра я тебе устрою… Ты думаешь, я не знаю, что ты сын врага, да и мать…

- Мать не замай, капитан, - заходил желваками Николай. – А отец воевать не мешает…

- Не сметь пререкаться с офицером, - забрызгал слюной нетрезвый командир. – Твоя мать, поповская дочка, чужеродный элемент, как вас не додавили, ума не приложу. Наверное, дала кому надо, поповны – они пухлявенькие и говорят, дюже слабки на передок…

Рука Зеленцова потянулась к кобуре. Капитан дёрнул шеей и тоже стал нащупывать пистолет, а по инерции ещё продолжал изрыгать гнусь из дела особиста:

- А папаша твой сдох в Перми. И никто не узнает, где могил…

Николай выстрелил ему в лицо, прямо в поганый рот, пахнущий перегаром…»

Александр написал  много рассказов. Рассказов о человеческих судьбах. Сколько же о них уже писано-переписано! А сколько ещё предстоит написать? Каждая отдельно взятая судьба – это словно слепок с наших собственных следов на тропинках земных. Это и наша боль, и наши радости и печали, наши надежды и мечты…

Эти судьбы, переходя из века в век, из одной эпохи в другую, на страницах книг Александрапревращаются то в безутешного отца, потерявшего свою маленькую дочурку (рассказ «Освобождение»); то в актёра Михаила Жаркова, по вине непоседливой девочки-подростка потерявшего свою любовь, самую светлую и настоящую, такую – что на всю жизнь (рассказ «Котелок»).

А сейчас отрывок из рассказа «Котелок»:

« Станция «Кавказская» встретила их утренней прохладой. Мимо вагонов носились торговки разной снедью, здесь было все: пирожки и кулебяки, булочки с маком и изюмом, вишня ведрами и стаканами, кислуха с аппетитной желто-коричневой корочкой в глиняном «глэчике».

Красивая черноглазая казачка с корзиной в руке, в домотканой вышитой сорочке, зазывно-певуче выводила:

- Господин, да визьмить, будь ласка, цэ ж варэныкы з вышнямы, николымабутьнэ илы.

От ее слов и яркой колоритной внешности повеяло экзотикой, и Михаил невольно остановился. Ему явно понравилась эта молодая женщина: Жарков достал портмоне, нашел монету и протянул приглянувшейся красотке. Откровенный взгляд артиста уперся в полные, девятым валом вздыбленные груди, задержался, насколько позволяло приличие, и нехотя ушел в сторону.

«Вот мать - природа, - восхищенно подумал он.– Наверное, выкормила двоих или троих мальцов, а самой хоть бы что». Казачка, заметив причину интереса и восхищения, с вызовом спросила:

- Шо, нравятся?

И невозмутимо понесла себя дальше:

- Кому варэныкы?

Михаил ничего не ответил, повернулся, и как завороженный, пошел следом, мимо станционного выхода, совершенно забыв про покупку. Казачка оглянулась и со смехом напомнила:

- А як же варэныкы?...»

Тяжёлые человеческие судьбы в рассказах «Дочери, дочери…», «Квартира №6», «Поскрёбыш» заставляют переживать за героев, задуматься о своей жизни…

И всё становится важным:  и злосчастная судьба «Трубача» - японского трактора-гиганта, закладывающего трубы в нитку нефте-газопровода (рассказ «Авоська и Трубач»), или же маленького голубя-сизаря, оторвавшегося от своей стаи (рассказ «Ипполит»);  или пчеловода Степана, или хулиганистого  козла Цыгана (рассказы «Неправильные пчёлы» и «Цыган из Бискамжи»).

Не так уж важно, в каком именно ключе ведётся то или иное повествование – в серьёзном или шутливом. «Смешных» рассказов в творчестве Александра Калинцева – тоже немало («Дуська и козёл», «Листопад», «Ах, Одесса!», «Небылицы Дмитрия Костырина», «Рублёвая шутка», «Карбюратор»). Важно то, что все они, словно в прямом зеркале, показывают наше родное российское житьё-бытьё.

Безжалостно, но в то же время легко, просто, а главное,- правдиво высвечивая нашу «святую непорочность».

Автор читает отрывок из рассказа «Ах, Одесса!»:

«Одесский привоз. Вдали у одиноко стоящей женщины с гривой черных волос, сквозь запах рыбы пробивался несмело оранжевый бок креветки. Женщина была рослая, с черными усиками на широком округлом лице. Густые волосы пышно кудрявились назад. Грязновато-серый передник лоснился на мощных грудях, выдавая с головой напряженность ее ремесла. Фартук ниспадал на прилавок, и на нем россыпью лежали креветки, кулечки и стакан - мерило ее богатства.

Вера Павловна сразу заметила бросающуюся в глаза неряшливость, но желание было выше этого, и она спросила:

-И почем же нынче стаканчик?

Спросила запросто, никак не выказывая знание предмета.

Продавщица дефицита окинула опытным взором ее игривый сарафан, полные руки с двумя колечками, не знающие мозолей и трещин, и тот неуловимый фарс, присущий приезжим, затем бросила на прилавок цену, потупив глазки.

-Пятьдесят копеек, берить, будь ласка, улов з ранку.

Вера Павловна переглянулась с мужем, поежилась под пытливыми очами мощной торговки, и, не глядя на нее, недовольно сказала:

- Что-то у вас стакан… - она сделала нарочитую паузу, - стакан такой маленький, где вы такие только берете…

Черные усики прогнулись в гримасе, по щекам молнией пробежал румянец гнева. Грудь под фартуком всколыхнулась, оттуда мужским баритоном выплеснулось возмущение:

- И шо она вот это думает, шо у меня стакан должен буты, як ее жопа...

Ее слова обращались словно бы к солнцу и призывали в свидетели всю Одессу.

Жора присел от удивления, наблюдая за женой. Она возмущенно заквохтала, издавая странные звуки. Рука судорожно сжималась и разжималась, сминая приготовленный рубль. Затем ее, наконец прорвало:

-Да как вы смеете! Грубиянка!

-Не хочете, не берить, - глядя куда-то вдаль, за Пересыпь, за море, спокойно ответила гренадерша из-за прилавка.

Жора хотел было вмешаться и включить дипломатию, но тут из-за угла мелькнул околышем фуражки милиционер. Усатая дамочка подхватила фартук вместе с содержимым и растаяла в серовато-деловой дымке Привоза. Вера Павловна в растерянности чувств не заметила, как рука, мявшая кредитку, разжалась, и зелененький комочек потащило по выбитым конскими подковами камням…»

В русских ли деревнях, на московских улицах, либо в сибирских таёжных краях,- в Одессе, на Кубани или в Крыму – автор всё видит, всё замечает, до малейших подробностей. А потом, от всей души и от всего сердца делится своими впечатлениями с читателем (рассказы «Ах, Одесса!», «Арбуз»)… Автор вставляет в текст фольклорные «местечковые» слова, тем самым вносит в произведение необходимый колорит:

- Как вы можете вот это так сидеть, кушать это баловство, и не иметь разговора… Я б с тоски зарезалась…

- Жора, да сводить вы их на Привоз… пусть их узнают, почём креветки в лихо…

- Цо ты, Дуська, про козла-то ницо не сказала?

- Я и сказала, цо мы с Яшкой про могилку ницо не знали…

Интересы автора настолько широки, что рассказы, будто реки в половодье, постепенно «разливаются» всё шире и шире. От первой любви (рассказ «Прощание с детством»), до космодрома (рассказ «Космические коровы»).

Есть у него и свой Левша, или Кулибин (рассказ «Малиновый перезвон»), и «изобретатели» другого рода, под стать незабвенному персонажу, чей папа был турецко-подданный (рассказ «Нью-Мансюки»).

Со временем, этой реке жизненной правды становится тесно не только в своих собственных берегах. И тогда она, в своём безудержном стремлении, обладая неукротимым нравом, перемалывает и меняет время, заглядывая вперёд (рассказы «Первомай», «Сон в руку», «Налево и вверх»).

И, естественно- вечный гимн Женщине (рассказы «В борьбе за Это», «Весенние зарисовки», «Она искала»)…

А всё вместе взятое – взорванные человеческие судьбы, непрожитые жизни, недолюбившие и не получившие долгожданного тепла, внимания и ласки, люди разных возрастов и жизненных устремлений.

Книги АлексадраКалинцева и грустные, и смешные… Пронзительно-проникновенные, и реалистичные своей жизненной правдой. Почти в каждой строчке этих заслуживающего внимания произведений, звучит немой вопрос: «Кто мы, люди? И люди ли мы, вообще?!».

Александр пишет не только прозу, но и поэтические произведения.

Хорошие стихи – всегда тайна. Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихов. Мир бы не рухнул, но был бы беднее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда с нами. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни. Для кого-то большая, для кого-то совсем незаметная, но, безусловно, для всех – важная.

Поэты – всегда живые свидетели времени, те, кто вовремя нашёл и сказаллюдям нужные слова – иногда бодрые и добрые, а иногда горькие и иронические, и сказал так, что ему захотели поверить. Выбор поэта-собеседника всегда останется за читателем, в отсутствие которого исчезает и сам поэт.

Александр Калинцев творит себя, свою судьбу, свою поэзию. Его душа хранит в себе особый мир, в котором мятежность и душевность, своя красота и гармония.

Каждое стихотворение наполнено искренностью переживаний  и трепетностью чувств, раскрывает пороки и несправедливости жизни, призывает к гуманности, обезличивая « Ложь» и  « Зависть», возвышая « Истину» и «Любовь». Поэзия для Александра – мир души, выраженный в словах. Душу нельзя увидеть, нельзя потрогать. Но её можно почувствовать и услышать.

Александр и в поэтических произведениях всегда откровенен с читателем. У него есть 2 поэтических эссе – «Господь с усердием следит…» и «Красота души».

Слово автору. Читается отрывок из «Красоты души»:

Душою правит непременно красота!

Ты усомнился, впал ты в заблужденье:

Купил ты девушку, картину, ожерелье

 И вмиг решил – в кармане красота.

Ты с красотой шагаешь параллельно,

Чем ближе к ней, тем дальше ускользает.

Лучом пронзает душу красота,

Ее секрет отнюдь не в обладаньи.

В твой пылкий ум и кровь войти струей,

Вот высший смысл, вот ее задача.

Вот завладей ты зеленью дубрав;

Мохнатым облаком, готовым вдруг пролиться

 Своим дождем, шершавым и густым;

Морской волной попробуй, завладей,

В тот страстный миг,

Когда гигантский вал,

Готов накрыть суденышки и судьбы…

Не хватит золота в мошне твоей тугой,

Чтоб сбить с пути трудягу-муравьишку,

Спешащего с добычею домой…

Ты муравейник можешь растоптать,

Но муравья – назад – не поворотишь!

Не купишь душу, где бытует красота!

Продажны только мелкие душонки,

Где место красоте, как видно, нет,

И, полагаю, не было в помине.

Полет стрижа ни в жизни не купить!

А танец пчел, а ульев бормотанье!

Пусть свежесть утра ляжет на весы:

Во сколь оценишь влагу от тумана?

Там в каждой капле собран белый свет,

Там в каждом вздохе – миллионы судеб,

А каждый атом – точно бриллиант.

Не купишь все, поскольку – недостаток.

Я все куплю – кричишь назло рассудку.

Тема Великой Отечественной.В канун 70-летия Великой Победы были написаны стихотворения о войне: «День Победы токаря Синицына», «Я был убит…», «Победный вальс».

Чтение стихотворения «Я был убит!»:

Из леса выдвинулся враг,

Как пепел их мундиры.

«Рубеж последний – наш овраг» -

Хлопочут командиры.

«Огонь!» - кричит наш лейтенант.

Держу врага на мушке,

И целю прямо в белый кант,

Сто метров до опушки.

«Вперёд!» - орёт наш лейтенант

И машет пистолетом.

На бруствер выскочил сержант

И мне в лицо, фальцетом:

«Ты что застрял, ах, мать твою,

Давай-ка, ноги в руки…»

А пули, пули так поют

Мне песню о разлуке…

Свой страх я выменял на злость,

Примкнул свой штык к винтовке.

Бегу, ору, так повелось,

Споткнулся, вот неловкий…

Подняться больше я не смог,

Осколок впился в тело.

Но знал я точно – с нами Бог,

За правое мы дело!

Я был убит, но голос мой

Гремел из всех орудий:

Родные ждут солдат домой,

Зачем воюют люди?!

Поэзия Александра заставляет задуматься над окружающей действительностью. Он неравнодушен к бедам людей, всегда высказывает свою гражданскую позицию. Об этом неравнодушии говорят его стихотворения: «Заберите свободу и совесть», «Кривляндия» и др.

Автор читает стихотворение «Кривляндия»:

Кривые аллеи, кривые дороги,

Кривые дома, в них кривые пороги.

Кривые потуги задумок кривых,

Кривая гримаса удара под дых.

Кривые узоры иль смотрим мы вкось,

«Кривые» - мы вместе, а трезвые врозь.

Кривая цена нам: червонец за двух.

Кривой наш удел, но не сломленный дух.

Кривая судьба за собой позвала:

К перрону кривому состав подала.

Гармошкой-зигзагом напыжился в ночь,

Никто уж не в силах кривляндцам помочь.

Нет сил от кривляния выпрямить путь.

Ну, где ж Вы, варяги? Ау, кто-нибудь?

Жизнь – сложная штука. Рассказать другим о том, что волнует тебя, с чем не может мириться твоё сердце – уже подвиг. Каждый поэт – философ в своём понимании жизни. И это видно в таких стихах Александра, как «Жил человек без середины», «Время и я», «Не видал я жизнь с затылка».

Автор читает  стихотворение «Не видал я жизнь с затылка»:

Не видал я жизнь с затылка,

Может, шел не той дорогой?

Не любил девчонок пылко,

Люди скажут: Жил убого…

Не бродил с ружьем по лесу,

Не имел к убийству тяги.

И никто не звал повесой,

Прочно прочили в сутяги.

Как-то дикой целиною

 Шел, вдруг ёкнуло в поджилках:

Увязалась смерть за мною,

Я узнал её затылком.

Лихорадочно сражаюсь

 С мыслью, что неслась аллюром:

Я - на мушке! Каюсь, каюсь!

Смерть, возьми меня каюром.

Выйдет срок, пути-дороги

 Занесёт снежинок стая.

В нартах я, в твои чертоги

 Подлечу, сугроб взметая.

И отдам я Богу душу…

Не серчай, ты знаешь дело:

Я закона не нарушу,

Ему – душу, тебе – тело!

Любовь земная… Любовь человеческая… Вечная, бессмертная тема. Каждый из поэтов по-своему неповторимо пытался выразить, передать это чувство. Каждый в этой теме новатор, ибо пишет и говорит, о чём болит его сердце, его душа. Наш век наложил свой отпечаток на сферу личных, семейных отношений, огрубил, растоптал интимный мир человека, породил цинично-торгашеский взгляд на святая святых – любовь, женскую красоту, материнство. Тем радостней встреча с произведениями, каждое из которых неповторимо, в каждом из которых – тончайшие прекрасные порывы человеческой души, её любовь и верность.Много стихов Александра посвящено любви.

Чтение стихов о любви.

-«Вальс расставания». Ироническое стихотворение. Это единственное стихотворение Александра, написанное от имени женщины. Его и прочитает женщина:

Обжигая ладонь, падал воск,

Догорая, шипела свеча.

Ты за пивом помчался в киоск,

Позабыв про меня сгоряча.

То футбол у тебя, то авто,

Ну а я – погремушка страстей.

Что ты делал, все было не то,

Не хватало тебе скоростей.

Вот решилась – и зелье в салат!

В результате – глаза из орбит.

В спальне сбросив вальяжно халат,

Рухнул навзничь, как пулей подбит.

Я старалась и эдак, и так,

Каждый день, каждый час, каждый миг.

Всласть поесть и поспать – ты мастак.

Ухожу. И мой грех невелик.

Присутствующие читают стихи Александра:

-«Не отпущу тебя я никуда…»

-«Отобью, отвоюю…»

Автор читает: «Про ЭТО!»:

Это – мир вздрогнул от звуков,

Колокол бил в поднебесье.

Солнце в лучах изумленья,

Горы в истерике лавы,

Реки от счастья в рыданье:

Это – как Богу молитва.

Это – и аист на крыше,

Это – маяк в непогоду.

Это – прострел в поясницу.

Это – что кактус руками.

Это – жасмин на морозе

 Это – частица Вселенной…

Это – весна и веселье,

Это – привет моей маме,

Это - жена и дочурка,

Это – и я на колени,

Это – все женщины мира,

Это – венец созиданья!

Автор читает: «Я – сумасшедший и мятущийся…»:

Я сумасшедший и мятущийся,

Я раб и слова и молвы.

Я – стебель, вечно к солнцу рвущийся,

А в этом рабьей нет канвы.

По мне дороги вечно-пьяные,

Где на ухабине ухаб.

Кусты, деревья в солнце рдяные,

Я солнца – друг, я солнца раб.

Я загадаю – солнце выглянет,

Закрутит все в круговорот.

Тоску из сердца напрочь выгонит,

Пусть не маячит у ворот.

Пойду веселый за околицу,

Глаза там жаркие девчат.

И сердце надвое расколется:

Так громко их сердца стучат.

И, провожая в утро милую,

Под отчий дом, под отчий кров,

Всегда прощаюсь через силу я,

И прочь летит души покров.

Нужна ли нам поэзия или совсем не нужна. Вопрос, который иногда задают себе не только поэты, но и вообще любой человек. Можно спорить до хрипоты по этому поводу. Можно запретить поэтов или придумать им знаки отличия. Поэзия на всё это не обращает внимания. Она была, есть и будет всегда там, где живут человеческие чувства, причём, самые светлые и прекрасные. Там, где говорит Душа. Каждый автор пишет стихи о самой поэзии, есть такие и у Александра.

Автор читает стихотворение «Хлеб поэта»:

Словно зайчик от зеркальца, скачет

 Слово, славно поэта дурачит.

Но поэта ли взять в угомон:

Он сплел сеть и словечко в полон.

Дальше в дело пустил, в оборот.

Что-то мудро, судачит народ.

Подождите, все встанет на место,

Он же месит… не видите… тесто!

Соли чуть в э


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!