Администрация

Главная —  —  —  —  — Осуществление государственного земельного надзора

Осуществление государственного земельного надзора

Одной из надзорных функций в деятельности межмуниципального отдела по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю (далее – Отдел) является осуществление государственного земельного надзора на территории Кавказского района.

Органы государственного земельного надзора наделены широким спектром полномочий, а также реализуют отработанные и подтвердившие свою эффективность механизмы выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере земельно-имущественных отношений, направленные в конечном итоге на обеспечение и защиту имущественных прав землепользователей, вовлечение земельных участков в легальный гражданский оборот, формирование налогооблагаемой базы.

Необходимо отметить, что приказом Росреестра от 18.06.2019 №П/0240 утвержден новый Административный регламент осуществления государственного земельного надзора, который вступил в силу 18.11.2019.

Данный регламент стал своего рода «сводом правил», которыми государственные земельные инспекторы по использованию и охране земель руководствовались в своей деятельности и ранее, но теперь они собраны в одном документе. Отдельно закреплена возможность взаимодействия госземинспекторов с проверяемыми лицами путем электронного документооборота и уточнены случаи обжалования действий должностных лиц Росреестра в досудебном порядке.

Новый административный регламент направлен на повышение прозрачности проверок земельного законодательства. Он содержит ряд нововведений и учитывает последние изменения законодательства в части осуществления процедур проведения проверок, мероприятий по профилактике правонарушений, взаимодействия с органами прокуратуры при осуществлении проверок, а также особенности их проведения в отношении органов государственной власти.

Данным административным регламентом определены порядок, последовательность и сроки выполнения административных процедур при проведении Росреестром государственного земельного надзора.

Так, при формировании и утверждении планов проверок земельных участков применяется риск-ориентированный подход, земельным участкам в силу законодательства присваиваются категории риска.

Например, плановая проверка в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки, земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства; земельные участки, расположенные в границах или примыкающие к границе береговой полосы водных объектов общего пользования, а также граждан проводится не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки не чаще чем один раз в пять лет предусмотрены в

отношении земельных участков, граничащих с землями лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса, земель населенных пунктов и граничащие с землями сельскохозяйственного назначения и наоборот, земель промышленности, энергетики, транспорта и земель иного специального назначения и граничащие с землями сельскохозяйственного назначения.

Внеплановая проверка возможна в отношении собственника участка любой категории риска, если имеются сведения о нарушении законодательства.

В Административном регламенте отдельное внимание уделено мероприятиям по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми Росреестром программами профилактики нарушений и графиками их реализации. Определено, что информация о реализации программы профилактики нарушений должна быть размещена не только на официальном сайте Росреестра, но и в региональных разделах официального сайта Росреестра в сети «Интернет».

Проекты планов проведения плановых проверок в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, деятельности органов местного самоуправления подлежат направлению прокуратуры в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Информация о выявленных фактах нарушений органами государственной власти и органами местного самоуправления требований законодательства при предоставлении земельных участков с приложением с приложением копий документов, полученных в ходе проведения проверки, направляется в прокуратуру субъекта Российской Федерации для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушений, а также принятия мер прокурорского реагирования.

По результатам проведения проверки соблюдения требований законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации не выдаются.

Кроме того, в административном регламенте учтены и положения Земельного кодекса РФ, предписывающие должностным лицам Росреестра информировать органы местного самоуправления при выявлении капитального строения на земельном участке, на котором не допускается размещение этого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка или установленными ограничениями его использования.

В целях соблюдения прав подконтрольных субъектов регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, который может быть истребован при проведении проверки.

Проверяемые лица обязаны предоставить доступ на земельный участок должностным лицам Росреестра и возможность ознакомиться с

документами, связанными с целями, задачами и предметом такой проверки.

При проведении проверок на территории Кавказского района госземинспекторы Росреестра чаще всего сталкиваются с ситуациями, когда земельные участки используются не в соответствии с видом разрешенного использования (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Как правило, такие действия землевладельцев носят вполне осознанный характер – собственник фактически уклоняется от уплаты земельного налога, ставка которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли, а значит, в конечном итоге, сумма налога напрямую зависит от вида разрешенного использования земельного участка.

Необходимо отметить, что вторая группа распространённых на территории Кавказского района нарушений земельного законодательства являлось самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (ст. 7.1 КоАП РФ).

Значительное количество таких нарушений связано с самовольным изменением землевладельцами, землепользователями границ земельных участков, в результате чего размеры используемых земельных участков увеличиваются за счет соседних земельных участков, а также земель общего пользования, земель Муниципального образования Кавказского района.

Кроме того, встречаются случаи приобретения объектов недвижимого имущества уже с имеющимся самозахватом, при этом обязанности по устранению нарушений возлагаются на новых землевладельцев.

Во избежание указанной ситуации землевладельцам, землепользователям необходимо удостоверится в том, что установленные на местности границы используемого земельного участка соответствуют содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости сведениям о местоположении границ земельного участка, особенно в случае установки ограждений и возведения объектов капитального строительства.

Если границы используемого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, рекомендуем обратится к кадастровому инженеру с целью проведения соответствующих кадастровых работ.

Отделом, в части государственного земельного надзора, регулярно направляются информационные письма по осуществлению государственного земельного надзора на глав поселений, на информационный сайт http:/frskuban.ru, где имеется интересующая информация.

В целях недопущения указанных нарушений рекомендуем землевладельцам и землепользователям своевременно приступать к использованию земельного участка, использовать земельные участки в

соответствии с установленной категорией земель и видом разрешенного использования, а также в случае необходимости изменения целевого использования земельного участка – оформлять соответствующую документацию.

Обращаем внимание граждан и юридических лиц, что на сайте Росреестра www.rosreestr.ru можно ознакомиться с планами проверок на следующий год. И в том случае, если Вы включены в план поверок, у Вас есть возможность заранее привести правоустанавливающие документы в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также сверить фактически занимаемую площадь земельного участка и вид разрешенного использования с данными, указанными в документах.

Использование земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него (самовольное занятие), а также использование не в соответствии с категорией земель и установленным видом разрешенного использования, являются основными причинами, по которым выдаются предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства РФ, возбуждаются дела об административных правонарушениях и налагаются штрафы. Уплаченный штраф не освобождает собственника от обязанности исполнить предписание, т.е. устранить выявленные нарушения.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более шести месяцев.

Напоминаем, минимальный штраф, накладываемый на граждан, составляет 10000 рублей, на должностных лиц – 20000 рублей и на юридическое лицо – 100000 рублей. Кроме того, несвоевременная оплата влечет за собой наказание в виде административного штрафа в двукратном размере от неуплаченного ранее наложенного штрафа.


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!