Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  —  — "Монологи о... "

"Монологи о... "

Кропоткинское городское поселение

Кавказского района

Конкурс исследовательских работ

"Ровесники края и их судьбы"

К 75-летию Краснодарского края

МОНОЛОГИ О …

(ТЮТРИН  ВИКТОР  АЛЕКСЕЕВИЧ)

Авторы: Бухтиярова Галина Викторовна

член Кропоткинской первичной организации

Краснодарского краевого отделения РОИА

Трепильченко Любовь Михайловна

заместитель председателя Кропоткинской

первичной организации Краснодарского краевого отделения РОИА

Адрес: Краснодарский край,

город Кропоткин,

ул. Красная, д. 151

Тел. 8-918-49-51-577, 8(86138)7-26-01

МОНОЛОГИ О…

 Предисловие

Истинный строитель, грамотный инженер, опытный хозяйственник, прошедший трудовой путь от мастера строительного участка до руководителя крупной строительной организации, председателя городского исполнительного комитета города Кропоткина. Все эти слова по праву относятся к Тютрину Виктору Алексеевичу, имеющему Почетное звание "Заслуженный строитель Российской Федерации"; "Транспортный строитель "Минтрансстроя"; награжденного Орденом "Слава Нации" организации Комитета Международного Форума "Добрые люди мира" ; Знаком- медалью "Честь и польза" Международного Благотворительного Фонда "Меценаты столетия"; медалью "Ветеран труда"; грамотой архиепископа Екатеринодарского и Новороссиского Исидора "В Благословения за усердные труды во Славу Святой церкви"; ветерана труда треста "Севкавтрансстрой".

Принадлежит Виктор Алексеевич к поколению детей войны, переживших голод, холод, разруху. Родился он в декабре 1937 года в селе Кутулик Иркутской области.

До самого последнего момента он сомневался что-либо говорить о себе, о своей жизни, о работе.

В монологах на разные темы вся его судьба.

... родителях, родственниках,

 - Мой отец, Тютрин Алексей Степанович, и мама, Тютрина (Нестерова) Екатерина Ивановна, были из многодетных крестьянских семей. После коллективизации семья из села Кутулик перебралась в город Н-Удинск Иркутской области.

В городе Н-Удинске отец пошёл работать кладовщиком в железнодорожную больницу. Мама была домохозяйкой, так как нужно было растить двух малолетних детей: сестру Тамару 3,5 лет и двухлетнего меня.

Отец в городе окончил курсы шоферов и продолжал работать в железнодорожной больнице водителем. Оттуда же, вместе со своей автомашиной, в 1941 году ушёл на фронт, воевал на Восточном фронте, участвовал в боях против Японии.

Демобилизовался в конце 1945 года и вновь вернулся в железнодорожную больницу водителем скорой помощи, где проработал до выхода на пенсию.

Умер отец в 1979 году. Светлая ему память!

Моя мама, Екатерина Ивановна, была очень добрым и порядочным человеком. Хлебнула горя по полной. После ухода отца на фронт осталась одна с двумя малыми детьми на руках. Хлеба не было, ели мороженную картошку, зелень всякую, лепешки из лебеды. В годы войны мать с утра до потемок, а иногда и сутками, работала санитаркой в больнице. Она всегда была трудолюбивой, упорной, не сдавалась, не пасовала перед трудностями. Успевала помогать в делах и другим людям, хотя порой ей самой надо было помогать. После войны работала поваром в железнодорожной больнице города Н- Удинске. С этой должности ушла на пенсию. Умерла в 1998 году в городе Кропоткине.

Очень хорошо помню брата отца – Фёдора Степановича. Герой Социалистического труда, прошедший путь от рядового шахтёра до директора шахты им. С.М.Кирова города Черемхово Иркутской области, депутат Верховного Совета СССР пяти созывов.

Всю свою жизнь следовал его словам: "Если мы, профессионалы, сами не начнём что-то делать, то за нас никто, ничего не сделает".

Хотел быть похожим на другого папиного брата, дядю Гошу (Георгия), участника Великой Отечественной войны, шахтёра, кавалера трёх орденов "Шахтёрской Славы".

К сожалению, их давно уже нет…

… детстве, отрочестве,

 - Мои годы жизни с 1939 по 1966 прошли в городе Н-Удинске. Как все ходил в детский сад, затем в начальную школу. Окончил среднюю железнодорожную школу N° 9 города. Моей школе более 100 лет. С ней связаны самые тёплые воспоминания. До сих пор поддерживаем связь с выпускниками школы и класса, встречаемся каждые 5 лет. Следующая такая встреча назначена на 2015 год.

В школе очень любил играть в шахматы. Был чемпионом школы по этому виду. Но, из-за плохих оценок по русскому языку, папа запретил заниматься шахматами, пока не исправлю их. А слово отца для нас с сестрою был закон.

У нас в Сибири для мальчишек хоккей с мячом был самым популярным видом спорта.

В школьные годы я достиг определённого мастерства в этом виде спорта, играл в городской сборной команде "Локомотив".

Считаю, что занятия спортом закалили мой характер, помогли мне стать более собранным, уметь ставить цели, добиваться победы на любом участке работы.

Окончил школу с аттестатом на "4" и "5". И стал извечный вопрос выпускников: "Куда пойти учиться?". Но долго мучиться не пришлось. Вспомнив дядины слова: "Если не мы, профессионалы, то кто же…" решил посвятить свою жизнь благородной профессии, особенно востребованной в те годы – строителя.

В 1955 году поступил в Иркутский финансово-экономический институт, на инженерно-экономический факультет по специальности "Экономика организации строительного производства". Учиться было интересно. Нам преподавали дисциплины, которые пригодились мне буквально на первых курсах института, в период производственной практики. На втором курсе меня с однокурсником направили в город Братск постигать азы мастерства плотницкого дела. По окончании практики, сдав экзамены, мы должны были получить 4 разряд. Взглянув на наши направления, старший мастер сказал, что плотников у него "навалом", а вот мастеров не хватает. Выяснив, какие предметы мы изучаем, какими знаниями владеем, направил нас мастерами на строительные площадки завода. Мне, девятнадцатилетнему, досталась бригада заключенных отбывавших срок на стройке. Вот уж где пришлось мне вспомнить все, чему учили в институте, читать специальную литературу. Зато "лицом в грязь" я не ударил: делал сам сметы, составлял графики работы так, что бригада была обеспечена на весь день полным объемом работы. Это практика дала мне очень многое. Я научился разговаривать с людьми и понимать их. Ставить перед ними производственные задачи и требовать их выполнение. Окончил я институт в 1960 году.

... работе,

 - По существовавшей в те годы системе распределения выпускников ВУЗа, я получил направление на работу в город Миасс на Урале. Но из-за травмы левой руки, остался дома. После выздоровления поступил на работу в СМП-267 треста "Воссибтрансстрой". В данном строительно-монтажном поезде я постигал азы профессионализма в должности мастера, затем - старшего мастера, инженера производственно-технического отдела, главного инженера.

В памяти на всю жизнь запомнилось…Город Н – Удинск, окончание титула строительства дороги Байкал-Москва. И вдруг известие – через нашу станцию будет проезжать Фидель Кастро. Лидера Кубы я видел буквально в десяти шагах от себя.

В 1968 году, имея за плечами богатый профессиональный и организаторский опыт, я, буквально в полном смысле слова, "сбежал" в город Ставрополь строить железнодорожную линию Дивное- Элиста.

По окончании стройки, в ноябре 1971 года был переведён в СУ-126 треста "Севкавтрансстрой" города Кропоткина, который впоследствии был переименован в СМП-538. С этим строительно-монтажным поездом связаны мои 30 лет работы в Краснодарском крае.

Ни для кого не секрет, что работа строителя тяжёлая, но и в тоже время ответственная, требующая постоянного творческого поиска.

Если сравнить современную стройку с оркестром, то роль дирижёра принадлежит тут, безусловно, руководителю. Но один руководитель, без слаженной команды, никто. Если руководит организацией команда фанатиков, то это передается и коллективу. Самое главное, чтобы сложился постоянный творческий настрой, чтобы интересно было работать, чтобы всё способствовало профессиональному росту любого специалиста, тогда человек будет работать без всяких приказов и распоряжений. Как говорили мои учителя: "Если у тебя на работе всё в порядке, то и в семье будет хорошо". В жизни оно так и получалось. Меня учили, что нужно выполнять с честью и достоинством то, чему ты посвятил свою жизнь, каждый день прибавляя в профессионализме. Если возникают вопросы, находить на них ответы благодаря опытным специалистам, технической литературе. Тогда коллеги тебя будут уважать, и дело будет спориться.

В СМП-538 в те годы действительно царила особая атмосфера единодушия.

Мы строили в Калмыкии: аэропорт со взлётной полосой более двух километров, здание аэровокзала, совмещённого с автовокзалом, в Ростовской области - железнодорожную линию Песчанокопская-Передовая.

География наших строек в Краснодарском крае – Кропоткин, Краснодар, Тихорецк, Армавир, Туапсе, Тимашевск, Новороссийск, станции: Староминская, Конаково, Кривеньковская, Медведовская, Гулькевичи.

Коллектив СМП-538, которым я руководил, очень много строил в самом городе Кропоткине. Это - две школы на 1200 мест, дворец культуры железнодорожников, жилые дома для работников Северо-Кавказской железной дороги и рабочих строительно-монтажного поезда, четырехэтажный лечебный корпус при городской больнице. В 90-е годы прошлого столетия были построены Церковь Казанской Божьей Матери на территории Покровского Собора и Часовня на городском кладбище.

Из республик Северного Кавказа – в Кабардино-Балкарской республике  - железнодорожный путь Нальчик-Астрахань, электрофикация со станции Дербент по титулу Ленинград-Сумгаит.

В 2000 году я ушел на пенсию. У меня 40 лет рабочего стажа. За эти годы я проработал в четырёх СМП, двух трестах, двух главках одного Министерства транспортного строительства.

Подводя итоги моей профессиональной деятельности, можно сказать: все сорок лет, связанные со строительством, лично мне не доставляли сложности. Может быть, это были другие времена, когда легче было разговаривать с людьми, легче было находить взаимопонимание. Мы не знали коррупции, взяточничества, откатов. Все, что поручалось коллективу, выполнялось в срок.

… исполкоме,

Да, был такой период в моей биографии, когда в 1977 году меня избрали председателем Кропоткинского городского исполкома.

Почему я согласился?

С высоты сегодняшних лет понимаю, что это было продолжением моего образа жизни, это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, перед самим собой тоже. У меня был опыт работы секретарём комсомольской организации СМП-267, члена бюро Н-Удинского горкома комсомола, более семнадцати лет стажа на различных "руководящих" должностях в строительстве. А председатель исполкома – это тот же строитель, но с гораздо большими объёмами строительства, с большей ответственностью за все. Он и строитель, и хозяйственник, болеющий душой за весь город, за все его объекты – действующие и строящиеся, за его жителей. Я считаю своей заслугой, что за шесть лет работы в исполкоме, было введено в эксплуатацию несколько детских дошкольных учреждений на 280 мест, родильное отделение Кропоткинской городской больницы, дом-интернат для престарелых, средняя школа на 1176 мест.

… семье,

Моя семья – замечательная. Счастье не обошло меня стороной. С моей женой, Валентиной Ивановной, мы вместе более полувека. В прошлом году отметили золотую свадьбу.

Мне повезло. Рядом со мною женщина, мать моего сына, друг и советчица, которая вместе со мною переносила все тяготы моей работы. Благодаря её терпению и поддержке я и состоялся как руководитель.

Как говориться "Жизнь прожить - не поле перейти". Было всё: и ссорились. Но всегда побеждало чувство ответственности за семью, за сына. И как бы ни были мы обижены друг на друга, не позволяли себе места оскорблениям и сквернословию.

… детях,

Сын Борис - моя гордость. Он родился у нас в Сибири, в 1961 году. А пошёл учиться уже здесь, в городе Кропоткине, в среднюю школу N° 45. Окончив её, поступил в военное училище им. Штеменко в г. Краснодаре. Закончив службу в звании подполковника, ушел на пенсию. В настоящее время работает в краевом военкомате города Ставрополя. У него двое детей, а у нас с женой двое внуков: Костя и Евгения. Уже есть двое правнуков: Анастасии – седьмой год, Артему – три с половиной года.

… людях хороших,

Их – большинство. Мне плохие люди практически не встречались. Один – два не в счёт. Почему мне на них везёт? Наверное, потому, что в любом человеке я стараюсь видеть только хорошее. И доверяю. Люди часто отвечали мне тем же.

… стимуле жизни,

Мой стимул – сама жизнь, которую я люблю. И проблемы – не повод в ней разочаровываться. Из любой трудной ситуации выход всё равно есть. Моя жизнь, семья, сын, внуки – это же праздник жизни во всех её проявлениях. Жизнь должна бурлить, наполняться событиями. И мы не должны от неё отставать. Даже находясь на пенсии, я стараюсь не отставать, шагать в ногу с городской жизнью, быть в курсе событий, следить за новинками в строительстве. А ещё я люблю возиться с пчёлами. И слово "пасечник" - обо мне.

… ценностях,

В разные периоды жизни по разному осмысливаешь ценности. Сейчас я понимаю, как важно ценить близких людей. Сегодня я понимаю, что не зря прожиты мои годы. Меня не мучает совесть ни за мою работу, ни за семью, ни за детей, ни за друзей.

По прошествии стольких лет с полной ответственностью осознаю, что я счастливый человек, что мне комфортно было работать в любом коллективе на любом посту.

Я люблю завтрашний день – он снова подарит мне встречу с друзьями, соседями, бывшими коллегами, моими питомцами – пчёлами, окунёт в новые заботы и проблемы, которые и есть жизнь.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Из сборника

"Имена, принадлежащие истории" / сост. Г.В. Бухтиярова, Л.М. Трепильченко; отв. за вып. Л. М. Трепильченко. - Кропоткин, 2007. - 43 с. (Записки архивиста. Вып. 2)

Тютрин Виктор Алексеевич, родился 15 декабря 1937 года в с. Кутулик Иркутской области в семье рабочего.

В I960 году окончил Иркутский финансово-экономический институт по специальности инженер-экономист строительного производства.

 С 1964 года - член КПСС.

Трудовую деятельность начал в 1960 году в Министерстве транспортного строительства. Истинный строитель, грамотный инженер, опытный хозяйственник, прошедший трудовой путь от строительного мастера до первого руководителя строительной организации. С августа 1960 г. по февраль 1968 г. работал в СМП-267 и СМП-271 треста "ВОССИБТРАНССТРОЙ" Министерства транспортного строительства в должности строительного мастера, прораба, старшего прораба главного инженера.

За этот период организации принимали участие в строительстве и электрификации ж.д. линий Байкал-Москва, Решоты-Богучаны, Тайшет-Абакан, одновременно строилась тяговая подстанция г. Н-Удинок, активно велось жилищное строительство, школа на 760 мест ст. Решоты, Восточно-Сибирский завод по изготовлению щитосборных домов для стройки БАМа.

 С февраля 1968 года по декабрь 1970 года был переведен в г. Ставрополь в СМП-334 на должность начальника производственно-технического отдела, затем на должность главного инженера. Организация принимала участие в строительстве ж.д. линии Дивное-Элиста, Аэровокзала, складов химических материалов, железнодорожного вокзала города Элиста Калмыкской АССР, жилых домов в город Ставрополь.

В декабре 1970 года был переведён в СУ-126 треста "СЕВКАВТРАНССТРОЙ" города Кропоткин.

Позднее, приказом Министерства транспортного строительства СУ-126 было преобразовано в строительно-монтажный поезд N° 538. В СМП-538 на должность начальника назначен трестом "Севкавтрансстрой". Здесь работал в должности начальника, а затем директора ООО "СМП-538" филиала Открытого Акционерного Общества "СЕВКАВТРАНССТРОЙ" по сентябрь 2000 года, и откуда ушёл на пенсию по возрасту.

В период с мая 1977 по май 1983 года был избран председателем горисполкома города Кропоткина, неоднократно избирался депутатом горисполкома, членом бюро городского Комитета КПСС.

За шесть лет его работы в исполкоме г. Кропоткина были введены в эксплуатацию основные фонды стоимостью 84 млн. рублей, 128,5 тысяч квадратных метров жилья, детские дошкольные учреждения на 280 мест, родильное отделение больницы, дом-интернат ветеранов труда и войны, средняя школа на 1176 мест.

СМП-538, которой руководил В.А. Тютрин, в городе Кропоткине построены две школы на 1200 мест, Дворец культуры железнодорожников на 860 мест, картофелехранилище, жилые дома для работников отделения Северо-Кавказской железной дороги, жилые дома для работников СМП-538, детский инфекционный корпус при городской больнице, Церковь Казанской Божьей Матери на территории Покровского Собора и Часовня на городском кладбище г. Кропоткина.

 В 1983 году вернулся на должность начальника поезда.

За период работы на выборной и хозяйственной должностях проявил себя хорошим организатором и руководителем. Много внимания уделяет строительству объектов производственного, жилищного и культурно-бытового назначения. Работая начальником СМП-538, зарекомендовал себя требовательным, инициативным, технически грамотным руководителем.

За 38 лет работы принимал непосредственное участие в строительстве объектов общесоюзного и Российского значения-титулы строительства и электрификация железнодорожных линий: Байкал-Москва трест "Воссибтрансстрой", Абакан-Тайшет, Решеты-Богучары, Дивная-Элиста, Дербент-Ялама, Батайск-Краснодар, Краснодар-Туапсе, Песчанокопская-Передовая, Западный обход Ростовского ж.д. узла, Краснодар-Новороссийск, Краснодар-Тихорецкая, Афипская-Крымская, Кизляр-Карлан-Юрт, авиакомплекс в городе Ульяновске, а также объектов краевых, областных и местных значений: жилье, больницы и здравницы, детские дошкольные учреждения, кинотеатры и Дворцы культуры, заводы и фабрики в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Ульяновской и Астраханской областях, Калмыкии, Бурятии, Татарстане и Дагестане.

Тютрин В.А. был председателем совета микрорайона, членом бюро первичной парторганизации, лектором городской организации общества "Знание".

 Виктор Алексеевич Тютрин имеет награды:

  Юбилейная медаль "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина" (30.03.1970 г.)

 Ветеран труда треста "СЕВКАВТРАНССТРОЙ" (свидетельство  N° 1273 от 14.07.1992 г.)

 Почётная грамота Президиума верховного Совета Калмыцкой АССР - за достигнутые высокие производственные показатели (город Элиста 30.10.1970 г.)

 Медаль "Ветеран труда" (Указ от 05.11.1985 г.)

Почётное звание "Ветеран труда" (Указ от 05.11.1985г.)

Почётное звание "Транспортный строитель" МИНТРАНССТРОЯ (удостоверение N° 4036 от 10.06.1992 г.)

Почётное звание "Заслуженный строитель Российской Федерации" (Указ от 27.02.1998 г. удостоверение N° 80432)

Грамота в Благословения за усердные труды во Славу Святой церкви (Архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский - Иссидор, 7 января 2000 года.)

Знак-медаль "Честь и польза" Международного Благотворительного фонда "МЕЦЕНАТЫ СТОЛЕТИЯ" (удостоверение  N° 3321/1 от 13.10.2005 г.)

 Орден "Слава Нации" организации Комитета Международного Форума "Добрые люди мира" (от 07.03.2006 г.)


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!