Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  — Твердохлеб Ольга Степановна

Твердохлеб Ольга Степановна

Кавказское сельское поселение Кавказского района

Конкурс творческих исследовательских работ

 "Ровесники края и их судьбы"

К 75-летию Краснодарского края

Историко-архивное исследование

жизни и деятельности

Александровой Людмилы Сергеевны,

учителя русского языка и литературы школы-интерната N°3

станицы Казанской Кавказского района

Автор работы:

Твердохлеб Ольга  Степановна,

"Отличник народного просвещения",

педагог дополнительного образования

Дома детского творчества Кавказского района

Александрова

Людмила Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

Ветеран педагогического труда

Отличник народного просвещения

Учитель-методист

Заслуженный учитель Российской Федерации

 И каждой осенью мы расцветаем вновь…

"Так как дело преподавания есть искусство,

то оконченность и совершенство

недостижимы, - а развитие и

совершенствование бесконечны".

Лев Толстой

Людмила Сергеевна Александрова начала свой рассказ просто: "Я всё время занималась радостным для меня трудом, делала то, что хотела делать". Это значило, что между нею и её работой – обучением и воспитанием детей - всю жизнь была та душевная гармония, над  которой время теряет власть.

Людмила Сергеевна родилась 15 апреля 1937 года в городе Починок Смоленской области. Отец был военным, мать – домохозяйкой. Когда началась война, стало понятно, что Смоленск будет захвачен. И семья Наумовых, как и сотни других, эвакуировалась из города. Мать с двумя дочерьми приехала в Сталинград, к родственникам мужа. Сергей Васильевич  был лётчиком, воевал вместе с А.И.Покрышкиным, чьё имя носит теперь одна из школ станицы Кавказской. Потом был переведён в отряд Рыбина, ставшего Героем Советского Союза. Когда страна отмечала 30-летие Победы над фашистами, Рыбин приезжал в станицу.

Война докатилась и до Сталинграда. Людмила Сергеевна хорошо помнит, что видела в небе маленькие самолётики и спрашивала, почему они как игрушечные. Помнит, как бегали по полю с кукурузой и прятались в ней. Немцы бомбили. Она, ребёнок, решила, что можно спрятаться в маленьком деревянном домике, и закрылась на крючок. А мать кричала и искала. А когда нашла, они втроём попадали в яму. В ту же минуту бомба угодила в туалет. Потом ехали куда-то в товарном вагоне. Есть было нечего, и она сильно опухла. Опять сильно бомбили. Наконец приехали в Воронеж, на станцию Отрожки. От отца не было никаких вестей, но они ждали и надеялись, что он живой. Здесь Людмила пошла в школу и здесь первая встретила отца, вернувшегося с фронта. Она с детьми каталась на санках с горки. И вдруг слышит: "Люсенька!". Это был отец. Вскоре его, майора авиации, перевели на новое место службы. Вспоминать о войне не любил, но иногда всё же рассказывал о тех далёких событиях. Когда началась война, он был на аэродроме. Немцы на мотоциклах окружили лётное поле. Лётчики попытались взлететь. Но только семь самолётов поднялись в воздух. Одним из них управлял лётчик Наумов. Остальные сгорели. Вывод напрашивался один: к войне не были готовы.

На Дальнем Востоке семья жила в городе Спасске. Здесь Людмила окончила десятилетку. По настоянию отца она поехала учиться в его родной город и поступила в Сталинградский педагогический институт имени А.С.Серафимовича на историко-филологический факультет. В 1957 году Людмила со студентами поехала в Казахстан осваивать целину и проработала три месяца. Была награждена медалью "За освоение целинных и залежных земель".

По окончании института её назначили директором небольшой семилетней школы в Чернышковском районе на хуторе Терновском. Продуктами молодых учителей обеспечивал колхоз. Вскоре правление приняло решение построить новую школу, и Людмила Сергеевна начала строительство. В отпуск поехала в Белоруссию к родственникам и там познакомилась со своим будущим мужем, который тогда учился в техникуме.

Родители к этому времени с младшими детьми переехали на Кубань, в станицу Казанскую. Приехала к ним и молодая семья Александровых – Людмила Сергеевна вышла замуж за Анатолия. Директор школы (сейчас это школа-интернат N°3) увидел её и пригласил на работу. Так в 1962 году Людмила Сергеевна начала работать учителем русского языка, литературы и воспитателем в детском доме. Позже он стал общеобразовательной школой. А Людмила Сергеевна сделала первый выпуск учащихся, окончивших 10 классов. В1978 году её назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Управлять учебным процессом нелегко – надо искать и находить подходы к каждому учителю. Среди интернатов края их становится лучшим.  Здесь учились и воспитывались дети из Крымска, Тихорецка. По наполняемости классы были большие – доходило до 42 учащихся. В школе-интернате воспитывалось около 400 человек. За опытом к ним приезжали директора, завучи из Краснодара, Москвы. Перенимали, в частности, опыт планирования работы: каждый учитель, уходя в отпуск, знал, что будет делать, за что отвечать в новом учебном году. Трудно, но помогало в работе. Вся неделя была расписана: в понедельник политинформация, во вторник – ленинские чтения, в среду - занятия в кружках ( каждый учитель вёл кружок после уроков), четверг был спортивным днём, в пятницу проводились классные мероприятия. В субботу дети уезжали домой, а в воскресенье их встречали. На уроки приезжали из Анапы, Ейска, Туапсе. Учились все: дети, директора, завучи, учителя. Жили в пионерском лагере, который построили сами. Завезли кирпич, вместе с детьми сложили его. Заложили сад, виноградник. Когда его вырубили, посадили второй раз.

Людмила Сергеевна вела большую работу: ученики её участвовали в педвыставках, фестивалях, конкурсах. В 1988 году получила первое звание – "Отличник народного просвещения". В одном из конкурсов – Всесоюзном, -посвящённом советскому писателю А.М.Горькому, её ученица заняла 1-е

место. Победительницу вместе с педагогом направили в город Горький на награждение. В Доме пионеров, где встретились дети со всего Советского Союза, их приветствовала М.Балясная из Министерства образования. К конкурсу ребята подготовили замечательный альбом "Пьесы Горького на сценах мира". Собрать в станице такой материал сложно, поэтому школьники писали в столицу, другие города, просили ответить и получали интересный материал.

Уже тогда Людмила Сергеевна проводила вечера, посвящённые творчеству В.М.Шукшина (в школьной программе его не было). Юбилеи русских писателей и поэтов - знаменательные  даты, а для учащихся Людмилы Сергеевны и для неё самой – это литературные праздники. По комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" поставили спектакль. В Пятигорск повезли целую группу учащихся на школьном автобусе. А организовал поездку директор школы, участник Великой Отечественной войны. Экскурсовод провёл детей по всем местам, которые описаны в романе "Герой нашего времени" Лермонтова. Проехали через ручей, описанный в главе "Княжна Мери". Всё это чрезвычайно важно – увидеть ребятам своими глазами. Через увиденное и услышанное идёт воспитание чувств, в том числе и чувства прекрасного, гордости за нашу литературу и желания всё сохранить для потомков. Поездки приближают молодое поколение к тому времени, а это помогает понять эпоху, людей, историю. Так считали учителя и Людмила Сергеевна тоже.

Директор школы Ваненков В.Н., участник битвы за Кавказ, провёл своих учеников по тропам, на которых в те суровые дни воевал он и его товарищи. Кавказ остался в памяти школьников на всю жизнь.

Запомнился Людмиле Сергеевне (при встрече выпускники признались, что и им тоже) вечер сатиры, посвящённый поэту Владимиру Маяковскому. Тогда они поставили пьесу "Баня". Юные артисты держались естественно, без тени позёрства. Действие развивалось динамично, эмоционально. Минимум декораций, никаких костюмерных излишеств, простота, ритм, публицистичность. Дети с удовольствием участвовали. В коллективной работе делались костюмы, рисовались афиши, плакаты, декорации.

 Остался в памяти вечер в форме защиты Ивана Алексеевича Бунина. Сейчас в России к нему пришло признание, но с большим опозданием. А тогда его не было в программе, он был почти запрещённым писателем. А ведь Бунин – лауреат Нобелевской премии, самой высокой международной премии, и из русских писателей её он получил первым. Выступая, дети рассказали, как Бунин решительно не принял революций 1917 года. В гражданскую войну занял позицию противника большевиков. На вечер ребята пригласили Р.М.Колтыгину, внучатую племянницу писателя, проживавшую тогда в селе Соколовское Гулькевического района. Она тоже работала учителем русского языка и литературы. Это была едва ли не последняя веточка бунинского рода в России. Вечер показал, что есть истинные почитатели таланта большого писателя. И это прежде – Людмила Сергеевна.

Поэзию Сергея Есенина любят в школе. Людмиле Сергеевне удалось вместе с детьми поставить "Анну Снегину". Ученик, сыгравший поэта, позже поступил в институт культуры в Краснодаре.

В Сталинград  Людмила Сергеевна с детьми ездила несколько раз. Путь их начинался в Ростове-на-Дону. На теплоходе они плыли по Волго-Донскому каналу, останавливались в городах. В Сталинграде жили в интернатах, обязательно ходили в театр, который учитель полюбил ещё в юности – будучи студенткой, занималась в драматическом кружке при театре. Водила ребят в оперетту. Много времени посвящалось экскурсиям - в городе-герое много памятных мест, связанных с войной. Дети были очень благодарны ей за поездки.

В школе-интернате все педагоги вели какой-либо кружок. Людмила Сергеевна - литературно-драматический. Раз в году проводился конкурс чтецов. Выступал учительский хор, который исполнял произведения Пушкина, Лермонтова и других поэтов. Директор школы однажды прочитал "Тучки небесные" Лермонтова. Он считал, что не только педагог должен оценивать учеников, но и они своих воспитателей.

Труд учителя-словесника требует от тех, кто ему себя посвятил, гражданской убеждённости, ответственности, самоотдачи, эрудиции и мастерства. Таким педагогом и была Людмила Сергеевна. Её уроки были уроками гражданственности, нравственности, формирующими личность человека. Она стремилась воспитать людей мыслящих, с активной гражданской позицией. И ей это удавалось в большинстве случаев. Она любила русскую литературу и учила детей видеть в книге учебник жизни, приобщала их к миру прекрасного, воспитывала в них самостоятельность. В педагогическом труде был смысл её жизни. Учебная нагрузка разная, но чаще – большая. В таких школах параллельных классов не бывает много: из 7-го учитель мог пойти в 10-й, потом – в 5-ый и т.д. Менялись классы, писатели, эпохи, но литературный поток не дробился на ручейки. Уроки связывались воедино тугим узлом.

На уроках её, говорят выпускники, не было равнодушных лиц, не было скучно. О чём бы ни шёл разговор на уроке, Людмила Сергеевна всегда старалась вывести учеников на современные проблемы, на то, что задевает и волнует сегодня.

В 1991 году Людмиле Сергеевне присвоено звание "Учитель-методист"

В 1993 году Людмилу Сергеевну представили к званию "Заслуженный учитель России". До этого заведующий КрайОНО приезжал в школу на экзамены, побывал у Людмилы Сергеевны в 9-м классе на русском языке и отметил хорошие знания учащихся. Курсы повышения квалификации учителей тогда были продолжительными, по 1-2 месяца. Однажды на семинарском занятии заведующий КрайОНО начал читать лучшие сочинения учащихся. Это были работы учеников Людмилы Сергеевна. Случилось, что заболела она, слегла в больницу. Утром вошёл в палату лечащий врач и поздравил с присвоением высокого звания, оказывается, в газете появилась информация. Но сам учитель не знал даже о представлении. В школе не чествовали – не было официального документа. А удостоверение год пролежало в районо. Его вручили учителю только тогда, когда сменился заведующий. Так медаль нашла награждённого.

Людмила Сергеевна, безусловно, талантливый педагог. Но талант её поддерживался огромным повседневным трудом. Нельзя было себя повторять. Наверное, в этом и заключается сила учителя, что он живёт только тогда, когда обновляется, обогащается, развивается. К ней можно отнести слова, сказанные одним замечательным педагогом: "Так с каждой осенью мы расцветаем вновь. У нас и годовой круг свой: не с января по январь, а с сентября по сентябрь". К ней пришла её осень, но до зимы – далеко. Через 40 лет, встретившись, выпускники сказали: "Вы смогли привить большую любовь к литературе. Сколько мы читали! Уроки ваши - мир прекрасного – часто заканчивались аплодисментами. Спасибо Вам! Живите долго! Будьте здоровы!"

Людмила Сергеевна постоянно имела общественные нагрузки. Так жили и трудились все учителя в нашей стране. Её много лет коллеги избирали секретарём педагогического совета. Грамотные протоколы- это не только дело чести коллектива, но и ещё документ, который может быть востребован через десятилетия.

Людмила Сергеевна неоднократно избиралась в местный комитет, который защищал права членов трудового коллектива. Она вела культурно-массовую работу, умело планировала её, была хорошим организатором праздников и разных мероприятий.

После выхода на заслуженный отдых в школу стала приходить на классные часы, вечера, посвящённые юбилейным датам, на праздники.

Дочь выросла, работает медсестрой в г. Кропоткине. Теперь Людмила Сергеевна помогает воспитывать двух её дочерей.

В заключение учитель сказал: "Наша беда, беда нашего времени в том, что мы научились на всё закрывать глаза, можем равнодушно пройти мимо бездуховности, мимо подлости, мимо преступления и лжи. Надо обязательно читать книги - русскую литературу, именно она подскажет, что есть хорошо и что есть плохо, где добро и где зло".

ПРИЛОЖЕНИЯ

АЛЕКСАНДРОВА ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА.

После окончания Сталинградского ныне Волгоградского) пединститута им. А.С. Серафимовича в 1960 году по специальности русский язык, литература и история была направлена в Чернышевский район директором школы. Но задержалась там ненадолго.

 В 1963 году приехала на Кубань в Кавказский район и получила направление в Казанскую среднюю школу- интернат, которая только стала средней. Дали 8 выпускной класс. Молодая учительница быстро вошла и в учительский и в ученический коллектив. Веселая, доброжелательная, никогда не унывающая, она нравилась всем. Очень быстро раскрылся талант - прирожденная актриса. Драматический кружок Людмила Сергеевна возглавляла долгие, долгие годы. Чьи только произведения они не показывали: Чехов, Гоголь, Пушкин, Лермонтов и т.д. Она подобрала коллектив из ребят, которые действительно могли сыграть, так, что верилось во все, что мы видели на сцене. Уроки Людмила Сергеевна превращала в представление: чтение по ролям, прекрасное исполнение стихов. Конференции по книгам, встречи с писателями, поэтами.

Ее ученики занимали призовые места постоянно и несколько раз даже участвовали в Российских чтениях(г. Сочи, г. Горький)

Труд учителя заметили и оценили. Работая заместителем директора Людмила Сергеевна не забывала о том, что она учитель. В 1993 г. ей присвоено высокое звание " Заслуженный учитель Российской Федерации".

В биографии Людмилы Сергеевны есть кусочек жизни романтической. В 1958 году с отрядом таких же энтузиастов как сама, она едет на целину в Казахстан. 3 месяца студенческий отряд работал на стройке. Получила медаль " За освоение целинных и залежных земель".

Потом опять учеба и школа. 40 лет трудового стажа у заслуженной учительницы. 40 лет жизни отдано детям, любимому делу. Когда выпускники приезжают на праздник "За честь школы" они всегда вспоминают уроки литературы, занятия в драмкружке.

Всю жизнь Людмила Сергеевна учила детей любить Родину, любить книгу, быть Человеком.


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!