Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  — Трепильченко Любовь Михайловна

Трепильченко Любовь Михайловна

Кропоткинское городское поселение

Кавказского района

Конкурс исследовательских работ

"Ровесники края и их судьбы"

К 75-летию Краснодарского края

ЧИГАРЕВА

ВАЛЕНТИНА ЕФИМОВНА

Автор: Трепильченко Любовь Михайловна – директор МБУК "ЦБС",

заместитель председателя Кропоткинской первичной организации

Краснодарского краевого отделения РОИА

Адрес: город Кропоткин, Микрорайон-1, дом 9, кв. 49

 Тел. 8-918-49-51-577

Я знаю все в твоих руках

Мне, все годы работы в культуре хотелось рассказать об удивительном человеке, проработавшем более 30 лет практически на одном месте, к тому же в одном городе - городе Кропоткине. Этот город стал и для моей героини, и для меня, самым близким и дорогим местом на земле. Он стал тем местом, которое мы обыкновенно называем своей Родиной.

Начиная рассказ о своей героине, я хотела бы напомнить достаточно известную притчу о женщине.

"Когда Бог создавал женщину, он заработался допоздна на шестой день. Ангел, проходя мимо, сказал: "Почему ты так долго над ней работаешь?". И Господь ответил: "А ты видел все те параметры, в соответствии с которыми я должен ее создать?". "Она должна быть моющейся, но быть сделана не из пластмассы, иметь более 200 подвижных деталей, и все они должны быть заменяемыми, она должна функционировать на любой еде, быть в состоянии обнять нескольких детей одновременно, своим объятием исцелять все – от ушибленного колена до разбитого сердца, и все это она должна делать, имея всего лишь одну пару рук."

Ангел был поражен. "Всего лишь одну пару рук… невозможно! И это стандартная модель?! Слишком много работы на один день… оставь, доделаешь ее завтра". "Нет", – сказал Господь. "Я так близок к завершению этого творения, которое станет моим самым любимым".

"Она сама исцеляется, если заболеет, и может работать по 18 часов в сутки". Ангел подошел ближе и потрогал женщину. "Но, Господь, ты ее сделал такой нежной". "Да, она нежна", – сказал Господь, "но я также сделал ее сильной. Ты даже представить себе не можешь, что она способна вынести и преодолеть". "А думать она умеет?" – спросил ангел. Господь ответил: "Она умеет не только думать, но и убеждать и договариваться". Ангел коснулся женской щеки…"Господь, похоже это создание протекает! Ты возложил слишком много тягот на нее". "Она не протекает… это слеза", – поправил ангела Господь. "А это для чего?" – спросил ангел. И сказал Господь: "Слезами она выражает свое горе, сомнения, любовь, одиночество, страдания и радость". Это необычайно впечатлило ангела: "Господь, ты гений. Ты все продумал. Женщина и вправду изумительное творение!"

Женщина, о которой мой рассказ, поистине из тех, к рождению и судьбе которых Бог приложил и свою руку, и даже свою Божественную фантазию. А я счастлива вдвойне от того, что в начале моего жизненного пути стоял человек, от одного упоминания имени которого, на душе становится теплее. Та, о ком я хочу рассказать, по воле избранной профессии всегда была в центре внимания. В центре внимания она и сейчас, но уже по-другому поводу. Она - ровесница нашего Краснодарского края, который в этом году отмечает свой 75-летний юбилей. Это Валентина Ефимовна Чигарева.

В среде культработников Краснодарского края она была, есть и остается олицетворением чести, совести и профессионального стержня. Культработник от Бога. В этой женщине непостижимым образом природа собрала воедино царскую гордость и покорность, мягкость и стойкость, чарующее обаяние и божественную недосягаемость. Такой запомнилась мне она с первой нашей встречи в 1976 году. Такой её помнят братья по "цеху мастеров", по культуре, такой она остается в памяти благодарных кропоткинцев. Валентина Ефимовна - часть небольшого Кубанского города Кропоткина, о котором сегодня знает вся Кубань и весь мир.

30 лет её трудового стажа отданы культуре, из них 20 лет - она возглавляла Кропоткинский городской отдел культуры. И пока в нем была она, его всегда посещала Муза. Видимо и здесь просматривается Божие предначертание, потому что руководителем она была от Бога. Её уважали за открытость души, простоту в общении, доброту сердца, более всего притягивала её порядочность. Среди своих друзей она всегда была генератором идей, света, тепла и радости. От неё всегда исходила какая-то положительная энергетика.

На долю этой милой женщины выпала необычайная по яркости жизненная полоса. Настоящий режиссер, она сама того не ведая, как сказал великий Сальвадор Дали, "сначала срежиссировала свою жизнь, затем её прожила".

На первый взгляд казалось бы, что удивительного? Обычный работник, в не всегда престижной отрасли – в культуре. И не просто в культуре, а в кубанской культуре, с её древними казачьими корнями, славными многонациональными традициями, с внутренними тонкостями и особенностями Северного Кавказа. Но именно здесь она состоялась, здесь была отмечена наградами, здесь полюбила, здесь родилась её семья, её дети и её слава.

Хотим мы этого или нет, но банальное "ВДРУГ" очень часто определяет нашу судьбу. "Чем случайней, тем вернее…" – говорил когда-то великий Пастернак.

В этой жизни, как правило, многое происходит ВДРУГ. В какой-то степени это незримое и необъяснимое ВДРУГ проходит через всю жизнь Валентины Ефимовны.

ВДРУГ вместо долгожданного мальчика в семье рождается девочка, которую назовут красивым женским именем, похожим больше на мужское – Валентина.

ВДРУГ, или не вдруг, но стала она одной из лучших учениц сельской школы.

ВДРУГ выбрала одно из самых престижных тогда  в Приморье училищ – культурно-просветительное города Уссурийска.

Родители недоумевали, почему их дочь специальность выбрала ВДРУГ непонятную – режиссер массовых мероприятий.

Как и все её сверстницы, ВДРУГ влюбилась, и любовь перевернула всю её жизнь, и уже на втором курсе училища решилась выйти замуж.

Да и избранником её стал ВДРУГ бравый лейтенант. Не из тех, к кому привыкла, кто был рядом, а человек из далеких Кубанских краев.

ВДРУГ, теперь уже точно по воле судьбы, она окажется на Кубани в городе Кропоткине.

Первое с чем столкнулась на новом месте – ей ВДРУГ пришлось изменить своей профессии и трудовой путь в городе Кропоткине начинать с комсомольской работы в должности секретаря комсомольской организации в обществе слепых (УПП ВОС).

И лишь через год, ВДРУГ судьба дала ей возможность окунуться с головой в любимое дело, в культуру. Последовали семь лет работы в должности инспектора отдела культуры Кропоткинского горисполкома.

Уже совсем не ВДРУГ пришло осознание необходимости высшего образования, поэтому последовали долгие пять лет учебы заочно в Московском институте культуры.

ВДРУГ судьба снова делает поворот, и её избирают первым секретарем Кропоткинского горкома ВЛКСМ. Целых два года жить пришлось по комсомольским девизам и нормам – "бороться и искать, найти и не сдаваться!"

Потом снова ВДРУГ судьба делает поворот и Валентину Ефимовну назначают на должность заведующей отделом культуры Кропоткинского горисполкома.

Потом ВДРУГ вместе со службой сына в жизнь их семьи ворвется Афганистан, о котором мужчины в семье и тогда, да и сейчас, предпочитают не говорить.

Через 30 лет работы в культуре её ВДРУГ незаслуженно обидят, обидят за её профессионализм и неповторимое стремление делать все лучше других. На пленуме горкома партии заместитель председателя крайисполкома, говоря о делах, о перестройке, о "сухом" законе, ВДРУГ произнес слова, которые прошли по сердцу, как нож: "...Директор одной из школ и заведующая отделом культуры В.Е. Чигарева организовали для своих детей свадьбы с выпивкой". Это был удар, и как следствие большая обида на всю жизнь.

Потом, словно удар молнии, ВДРУГ – трагическая смерть сына.

И еще много разных ВДРУГ, которые невозможно было ни предвидеть, ни предсказать.

Восточная мудрость гласит, если ты потерял день, скажи об этом вслух и он уже не будет потерян. О том, сколько раз ей пришлось повторять, что время неумолимо и его не вернуть, известно немногим. Но только одержимость, Божий дар и невероятное трудолюбие помогли состояться Валентине Ефимовне, и как культработнику, и как руководителю.

В культуре, ты, и Бог и гений

Старт её трудовой биографии на Кубани состоялся в небольшой городской организации, которая до сих пор существует и процветает, - УПП ВОС. Проще говоря, это городское отделение общества слепых. Здесь она начала работать секретарем первичной организации. Деловые качества, хватка и цепкость во взглядах, рассуждениях, умение работать с людьми сразу сделали ее заметной в молодежной среде. Не случайно уже с марта 1958 года она переходит работать в горисполком на должность инспектора отдела культуры. Как оказалось для работы в структуре аппарата горисполкома необходимо высшее образование. Валентина Ефимовна и думать не могла, что возможность учиться дальше стала такой реальной.

В 1959 году она поступила заочно в Московский государственный институт культуры на факультет культурно-просветительной работы, который с отличием закончила через пять лет. День поступления в институт она считает одним из самых счастливых в своей жизни, потому что ни за какие деньги нельзя купить счастье, которое ты испытываешь, достигая своей мечты. А она мечтала об учебе.

Целых семь лет она инспектор в культуре. Она культурой дышала и жила. Удивительно, но Валентина Ефимовна мало с кем конфликтовала. Всегда могла обойти острые углы, была дипломатом в жизни. Если приходилось делать замечания, делала это корректно, честно, интеллигентно. Её любили все за внутреннюю собранность, дисциплинированность, требовательность и к себе, и к подчиненным. Она всегда заметно выделялась даже среди своих же коллег по культуре.

Где-то однажды я прочла строки: "В моей стране Культура – женского рода. Это - плохо". Поскольку я сама работник этой культуры, иногда слышу фразу о том, что нормальный человек не станет такими вещами заниматься. Да, человек не станет. Только – женщина. В моей стране у Культуры есть лицо. Чаще всего - женщины.

А Культура – это все, что цветет, плодоносит, расцветает, радует и волнует. Прорывается из бессознательного. Связано с зачатием, рождением, вскармливанием, воспитанием. Культура – это когда приходят в мир Идеи. Когда Идеи становятся осязаемыми. Всем этим заведует - Женщина!

Валентина Ефимовна – не просто Женщина, она Великая Женщина Культуры, и одновременно - счастливый человек. К тому же, современная, сильная, совершенная. И Великий руководитель, который открыл для себя простую формулу жизненного успеха: быть сильной и современной, добиваться совершенства во всем и руководить так, чтобы дело росло, развивалось и становилось лучшим в своем сегменте. Ей, как никому другому, удавалось создать даже в обычные дни атмосферу праздника. Хотя для этого приходилось тратить огромные усилия на преодоление условностей.

Жизнь работника культуры не так легка, как кажется на первый взгляд. Его труд не оценивается количеством добытого угля, тоннами нефти, километрами дорог, количеством выпущенной продукции, объемами принесенной прибыли.

Совсем юная, еще девчонка, переехала она в город Кропоткин. Увидела его первый раз. И в этот город влюбилась всем сердцем. На работе ей не было равных. Молодая, сильная, жесткая и решительная. Хотя сама из провинции, она всегда была далека от культуры провинциальной и провинциальности в культуре.

Вокруг неё царила атмосфера родства, близости, духовности, единства взглядов на действительность. На работе её обожали дети, к ней тянулись молодые, с пониманием встречали старики. День рождения это был не её день рождения, а день торжества в культуре. Её юбилей был не её юбилеем, а настоящим праздником в городе. Культура действительно поглотила её целиком. Она жила ею. И работала она всегда охотно, легко и вдохновенно. Для не нее не существовало глаголов - не знаю, не умею, не понимаю.

С ней город участвовал практически во всех краевых начинаниях. Ей было обязательно и необходимо участвовать в конкурсах, в фестивалях, в краевых смотрах, принимать гостей с обменом опытом, делиться опытом на курсах повышения квалификации. В ней всегда присутствовал ген новаторства. В городе знали, если программу готовит Чигарева, значит, будет призовое место.

Годы работы в культуре сделали Валентину Ефимовну другим человеком. Ведь служить культуре, это значит быть заряженным 24 часа в сутки. Она была готова к этому и внутренне, и внешне. Приходилось порой работать, как боевая машина. Ведь чего греха таить – жизнь в культуре, в искусстве - это сродни испытанию на выживание. Не всем удается это испытание пройти с честью. Не зря ведь говорят, что работать в культуре – это романтика…только для тех, кто в ней не был.

Думаю, что благодаря Валентине Ефимовне, культура города  Кропоткина это то, что отнесено к лучшему в Краснодарском крае за 75-летнюю его жизнь.

Надежен твой семейный плот

Только Богам открыты предначертания судьбы.

(из высказывания древних)

В сердце каждой настоящей женщины горит искра небесного огня, которая спокойно спит при ярком дневном свете благополучия, но вспыхивает, сияет и блещет, разгоняя мрачные тучи в дни несчастий.

Её непривычное предназначение и её судьба были, как сегодня говорят, запрограммированы еще до её рождения. Программа эта сложилась тогда, когда её родители – Артюх Ефим Аксентьевич и Федора Степановна – ждавшие мальчонку, решили назвать, рожденную вместо него девочку, Валентиной. Ей, согласно всем гороскопам, была уготована та судьба, которую наша Валентина Ефимовна и собрала к своему 75-летию.

Продолжая тему магического ВДРУГ, надо сказать, что, пожалуй, только на свет появилась Валентина Ефимовна не ВДРУГ. Родители очень ждали второго ребенка. В семье уже была дочь Галина, и родители, видимо, ждали сына. Но родилась девочка. Может быть поэтому имя ей дали созвучное с мужским Валентин.

Астрологические прогнозы гороскопов программировали: "Женщина, которую назовут Валентиной, согласно гороскопу - Личность. Женщина, царящая в небе и на земле". Как ни странно, вновь о царственности и предназначении. И далее, "ВАЛЕНТИНА. Женская форма имени Валентин. Значение и толкование имени Валентина: - 1. сильная, здоровая (латинское), 2. защитница, заступница (арабское)".  В ней же с раннего детства была заметна доброта. Она готова поделиться с близкими всем, что у нее есть. "Соглашаясь помочь, она может создать себе дополнительные трудности, но воспримет это как само собой разумеющееся. За свое бескорыстие она не ждет благодарности, и делает это не из расчета, а потому, что не может оставаться равнодушной к чужой беде.

Ее нрав чем-то похож на изменчивое весеннее солнце. Близкие люди, хорошо знающие ее мягкий и отходчивый характер, без обиды прощают эти мимолетные всплески эмоций.

В ее жизни отражаются и глобальные ритмы полноты бытия, и влияние окружающих обстоятельств и перемен. В общественной жизни Валентина все время в поиске нового.

Замуж выходит по любви, но ее чувство рождается скорее как ответное на чувство другого человека, испытывающего к ней сильную любовь. Валентина полностью окунается в семейную жизнь. Она посвящает себя мужу и детям. Любит принимать гостей и сама легка на подъем".

Удивительно, все до одного слова в точку! В этих заложенных гороскопом словах – практически полный портрет Валентины Ефимовны. А родителям Валентины уже через два года судьба снова подарила ребенка – и снова дочь, которую назвали Аллой. В семье теперь стало три девочки, три сестренки, три очень близких по духу и верности человека.

Семейные корни Валентины Ефимовны – на далеком Дальнем Востоке, в Приморье. Родом она из села Духовское Гродсковского (ныне Пограничного) района Приморского края. Родители её, с редкими даже для того времени именами, Ефим Аксентьевич и Федора Степановна, трудились в селе до конца дней своих. Отец был хорошим строителем, всегда на виду, с военных лет – в рядах КПСС. Мать, воспитав троих детей, прожила долгую и счастливую жизнь, умерла в возрасте 96 лет. Валентина Ефимовна о маме говорила "мамочка", "моя мамочка". И очень радовалась тому, что мамочке подарила судьба долгую и счастливую жизнь.

Детство у Валентины было счастливое, яркое и интересное. Родители  обожали свою дочь, особенно мать. Она по-особенному любила Валентину. Природа наделила её необыкновенными глазами – яркими, умными, проницательными. И эти глаза помнили многое из далекого детства, оказавшись далеко от отчего дома.

Для неё именно мама стала тем мудрецом, сказочником и волшебником, о которых она узнала позже из книжек. Изо всех ситуаций, даже самых тупиковых, мама находила выход. И дочь учила тому же самому. Кроме того, она всегда была жизнелюбом и это передала по наследству своей дочери.

С детства Валентина была душой кампании. А родители в ней души не чаяли. Она закончила среднюю школу в поселке Гродсково в 1954 году. Как и все девчонки своего времени мечтала о самом необычном. Тогда все девчонки жили миром кино и артистов. Валентина втайне тоже мечтала стать артисткой. Понимая, что для провинциальной девчонки это неосуществимая мечта, решила попробовать себя на другом поприще.

Поступить учиться сразу не удалось, пришлось идти работать. Валентину с радостью взяли библиотекарем в библиотеку средней школы N° 2 поселка Гродсково, где она училась до этого. В школе она проработала почти год. Но время и надежд даром не теряла. Уже на следующий год она поступила в городе Уссурийске в Приморское краевое культурно-просветительное училище на театральный факультет по специальности "Режиссер массовых мероприятий". И поняла, что попала в ту стихию, о которой мечтала. Училась она легко и охотно. Ей удавалось всё.

Неизвестно как бы сложилась её дальнейшая судьба, если бы не встреча с Евгением Григорьевичем Чигаревым, который после окончания Тамбовского артиллерийского училища проходил службу в поселке Пограничный (тогда поселок Гродсково) в Приморском крае. Удивительный романс композитора Фомина на слова Германа "ТОЛЬКО РАЗ БЫВАЕТ В ЖИЗНИ ВСТРЕЧА"... Этот романс очень любит Валентина Ефимовна. Только раз бывает в жизни встреча... И она произошла на Дальнем Востоке. Именно здесь пересеклись две судьбы, именно здесь впервые повстречались хрупкая красавица из Уссурийска и кубанский казак, только что закончивший военное училище. В народе говорят, что каждый человек представляет собой половинку другого. Половинки разбросаны по всему свету. И если они встречаются, то это на всю жизнь. В том далеком 1956-ом году две счастливые половиночки нашли друг друга и стали одним целым и неделимым, название которому семья, семья Чигаревых.

Между любящими всегда существует какая-то взаимная ответственность. Евгений Петрович не был маменькиным сыночком. Валентина Ефимовна увидела в нем настоящего мужчину, умеющего и за неё и за себя постоять. Вот так и соединились две судьбы в одну. Свадьбы, как таковой, не было. Не было пышного убранства, не было свадебных торжеств.

У Евгения Григорьевича через полгода заканчивался срок службы. Он очень хотел вернуться на родную Кубань, к родителям. Новость о переезде молодых на Кубань отец Валентины воспринял с грустью. Хоть и жалко было расставаться с дочерью, но благословил молодую семью на отъезд.

В апреле 1957 года молодые Чигаревы приехали в Кропоткин, где жили родители мужа. Поначалу жили вместе с родителями. Валентина всматривалась, приноравливалась, впитывала и перенимала новые обычаи, традиции и праздники, которыми славилась и кубанская, и казачья жизнь. Привыкала и к новым для неё особенностям городской жизни.

Грация души

По мнению женщин-руководителей, первейший фактор, создающий условия для их эффективной деятельности, - прочность и надежность "тыла". Добрые взаимоотношения родных, способность их самостоятельно справляться с домашними делами – это главный стержень их успеха. Валентина Ефимовна, несмотря на всё, не превратилась согласно древней традиции дома в управляющего домашним хозяйством, совмещая функции "министра финансов", начальника "снабжения и сбыта", заведующего отделом "народного образования", повара, разнорабочего и т.д. Да, она выполняла различные роли и виды работ, как предусмотренные, так и не предусмотренные пьесой их совместной жизни. Но многое из необходимой по дому работы взял на себя Евгений Григорьевич. Он, пожалуй, так и остался до сих пор главным на продуктово-пищевом фронте семьи.

Инициатива брака принадлежала Евгению, хотя будущий супруг ей нравился. Но как не полюбить красивого и удивительно порядочного человека, да к тому же, из уважаемого и древнего казачьего рода Кубани? Они были предназначены друг для друга.

Семья для Валентины Ефимовны – это стенка, за которой она прятала все свое сокровенное. Здесь все было расписано по законам её быта и семейных традиций. И что бы ни произошло с утра она молодая, красивая, яркая и привлекательная до такой степени, что от нее невозможно было оторвать взгляд. Она необычно смеялась, а все что говорила, было умно. Этим она заметно отличалась от остальных. А ведь такой быть всегда - нелегко. Даже известная всему миру Бриджит Бардо сетовала - "Нет тяжелее работы, чем стараться выглядеть красивой с восьми утра до полуночи".

Росли дети. Беспроблемных детей не бывает. Сашу родители сумели уберечь от юношеских соблазнов и вложить в него то, что станет его жизненным правилом: друзей не предавать, долги возвращать, никому не завидовать, своим делом дорожить. Поэтому жил уверенно, служил самозабвенно везде и в Советском Союзе, и в Афгане, а позже – в родном городе Кропоткине, где он возглавлял Союз воинов-интернационалистов Афгана.

Дочь Иринка, росла умной и понимающей профессиональные сложности родителей девочкой. Затянувшийся допоздна рабочий день мамы, её совещания, вечерние репетиции, концерты и праздники воспринимала с пониманием. Знала, что дефицит времени – одно из профессиональных приобретений руководителя в культуре. И что ее мама представитель этой времяпожирающей профессии. А ко всему еще и депутат городского Совета.  Дочь знала, что мама всегда чрезвычайно мудра, хотя иногда по-детски наивна. Что она умеет обходить острые углы и подводные течения. Что она максималистка, все по максимуму – везде, и культуре, и в жизни. В какой-то степени – она еще и политик. Причем достаточно умный, иначе не стала бы тем, кем стала.

Дети понимали, что их мама достаточно авторитетный и уважаемый в городе человек. В ней ярко просматривалась многогранность женщины, и как жены, и как руководителя.

Я очень благодарна судьбе за тот миг, когда наши дороги пересеклись в Кропоткине. С первых минут она произвела на меня такое магнетическое обаяние, под воздействием которого я до сих нахожусь. Этот свет принудительного обаяния за 5 минут общения превращал любого человека в её друга. С первого дня своей работы в команде Валентины Ефимовны, я видела в ней только руководителя, получала приказы, указания, советы, требования и наставления. А однажды разговор зашел о родной мне теме – книгах и чтении. И я поняла, что чтение и книги в жизни Валентины Ефимовны заняли свое почетное место и никому его не собираются уступать. Она до сих пор безумно любит книги, читает много и разное. Её вкусы  разнообразны, от классики до современной иностранной литературы, от мира искусства до мира шахмат и спорта... Особая тема в чтении – история Кубани, история казачества, история культуры Кубанского края. Этим она жила и на работе, и дома.

Когда ненадолго уезжала из Кропоткина, несмотря на силу характера, очень скучала за родным домом. Поэтому всегда с радостью летела в родной Кропоткин, в свой родной дом на ул. Гоголя, к своим близким и друзьям. Этот дом стал тем местом, тем причалом, куда она всегда стремилась и стремится.

Её называют легендой Кропоткинской культуры.

Ее жизнь четко поделена на две равнозначные по опыту и насыщению памяти половины. Какой отдать предпочтение, не задумывалась никогда. К какой испытывает больше нежности – этот вопрос считает "неприличным". Каждая веха интересна, значима, симпатична.

Поговорка "Лучше износиться, чем заржаветь" о таких, как Валентина Ефимовна. Она жила на полную катушку, не щадя себя.

К 1958 году к моменту прихода Валентины Ефимовны в культуру, то есть за 13 лет послевоенного времени, в городе Кропоткине было не так и много из того, что называется культурой. Об этом Валентина Ефимовна вспоминала в одном из своих интервью газете "Огни Кубани":

- "Когда начинала работать, у нас в городе была всего одна библиотека им. Луначарского, один кинотеатр "Мир" и городской парк - всё! Остальное, что у нас создавалось, это создавалось уже при мне. Когда мы открывали библиотеки, мы открывали их по всему городу - старались охватить все микрорайоны. В Кропоткине как раз начали строить многоэтажные дома, и вот на первых этажах приходилось "отвоёвывать" площади для учреждений культуры. Поскольку в материальном плане прибыли мы не давали, как "бытовка" или торговля, например, то делать это было неимоверно сложно".

На самом деле в городе тогда действовали один кинотеатр, 13 киноустановок по клубам, учреждениям и летним кинотеатрам, работали 3 городских библиотеки, парк культуры и отдыха и детская музыкальная школа. Были, правда, еще клубы заводов, профсоюзные библиотеки и ряд коллективов художественной самодеятельности. Но город жил, развивался, набирал мощь, выходил на краевой уровень развития. Поэтому и культурное поле городской культуры его должно было соответствовать этому росту.

Вот она и не щадила себя, когда шло грандиозное, напряженное и долгожданное строительство Дворца культуры, строительство летних кинотеатров, когда организовывался городской народный Музей.

Словно по мановению волшебной палочки мага и чародея возникло сооружение, названное столь величественно – Дворец. Задуманное и построенное в 1976 году здание и сегодня поражает своей красотой, современностью, конструктивностью и величавостью.

С именем ДК железнодорожников, или как его любовно прозвали в городе ЖДК,  связана история формирования культурного облика города. Валентина Ефимовна четко определила тогда место Дворца в культурной жизни города. Поэтому он с самого начала был, есть и остается катализатором социальной, социокультурной и, в конечном итоге, экономической активности горожан. Это с её участием Дворец культуры открыл двери для смелых экспериментов, новых режиссерских решений и ярких сценических находок.

С первых же дней его существования в нем начали функционировать кружки, студии, клубы. Поразительно и закономерно, что вместе со славой Дворца росла слава и признание коллективов художественной самодеятельности. Завоевавшие сегодня мировую славу студия бального танца "Мозаика", цирковой коллектив "Кубанские звездочки", детский хореографический ансамбль "Росинка" были созданы при участии Валентины Ефимовны. Эти коллективы не просто удивляют поклонников своими талантами, они стали настоящим украшением всех городских и краевых праздников. Город практически 30 лет находится в плену талантов этих коллективов и даже не помышляет о побеге из этого плена.

Под крышей Дворца в её же время рождалась слава хора линейных казаков "Раздолье", хора ветеранов войны и труда, вокальной группы "Вдохновение", агиттеатра, дискостудии и др. коллективов. Свою страницу в историю Дворца вписали драматические коллективы, фотоклуб, шахматный клуб, духовой оркестр, многочисленные вокально-инструментальные оркестры. Валентина Ефимовна может часами рассказывать, будто легенды, истории о том, как в стенах этого здания складывался творческий альянс трех коллективов учреждений - ЖДК, городского ДК, дорожного Дома пионеров.

Творческим коллективам дворца под руководством Валентины Ефимовны с поразительной способностью удавалось отвлечь кропоткинцев от цен, зарплат, пенсий, бытовых и других проблем, и вдохнуть свежего ветра хорошо организованного праздника, чтобы душа, благополучно "заворачиваемая" бытом, наконец "развернулась". Здесь, как в кузнице искусства, ковались победы и рождались таланты. Но еще А.С. Пушкин говорил, что талант – это предрасположенность к труду. И труд этот вершится ради зрителя таинственного, многоликого, от которого эти таланты ждут ответа, выраженного смехом, слезами, тишиной. Привлекали сюда горожан не концерты и гастроли, а то, что с ними тут делали: атмосфера, фантазия, детали, энергетика и поэзия.

С подачи Валентины Ефимовны в городе знает и стар, и млад, что ЖДК – это во все времена территория творчества, настоящая творческая лаборатория. Что здесь собрался, оформился и вдохновенно творит коллектив "могучей кучки" кубанской провинции. О творческих династиях корифеях кропоткинской культуры Боевых, Лесовых, Степаненко уже слагают легенды.

Валентине Ефимовне всегда удавалось вместе с творческим коллективом городской культуры превращать стихийный нрав горожан в эстетическую программу жизни без пауз и передышек. Это под пристальным взором Чигаревой Дворец превратился в храм человеческого духа, где происходит таинство, священнодействие и рождается чудо гармонии и красоты. Творческая атмосфера и процесс не покидает это здание ни на минуту. И сегодня те, кто приходят сюда, проходят курс науки очеловечивания, приобщения к чарам прекрасного и доброго.

Созданная и доведенная до совершенства  индустрия праздника в стенах этого дома процветает здесь и по сей день. Для сферы и городской, и краевой культуры Дворец культуры железнодорожников был, есть и остается путеводной звездой в лабиринтах путей креативности и инноватики. А роль "первой скрипки" в этом хорошо слаженном оркестре подчиненных Валентине Ефимовне коллективов, принадлежала всегда ей.

Валентине Ефимовне по плечу оказалась и невыполнимая в свое время задача создать вторую в городе детскую музыкальную школы, формировать коллектив высокой музыкальной культуры и творчества. И, благодаря ей, и её энтузиазму и настойчивости, ДМШ-2 уверенно шагает в третьем тысячелетии с солидным багажом инноваций, обновленной и вдохновленной на большие дерзания, обремененной уже грузом достижений, побед и успехов.

Высоко держа факел знаний и культуры, Валентина Ефимовна со своими единомышленниками по цеху как святыню, множила и продолжала славные традиции культуры Кубани и повторяла неустанно, что честь Краснодарского края - это честь и родного Кропоткина!

Она не щадила себя, когда объединила "могучую кучку" инициаторов создания народного университета культуры в городе. Университет культуры, как средство популяризации знаний и приобщения горожан к высокой культуре, стал предметом особой заботы Валентины Ефимовны и как руководителя, и по долгу профессии, и по зову и велению души. Четыре факультета успешно работали в течение почти 25 лет. Университет собственно и прекратил своё существование практически сразу же после ухода Валентины Ефимовны с поста заведующей отделом культуры.

Валентина Ефимовна любила свою работу. Поэтому не щадила себя


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!