Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  — Полянская Елена Петровна

Полянская Елена Петровна

Кропоткинское городское поселение Кавказского района

Конкурс творческих исследовательских работ

"Ровесники края и их судьбы"

К 75 – летию Краснодарского края

Сарапулова Ираида Кирилловна

Полянская Елена Петровна –

ведущий специалист

ЦГБ им. А. В. Луначарского

 Центральная городская библиотека

им. А. В. Луначарского

Адрес: 352395, город Кропоткин,

ул. Красная, 151

Телефон: 7-26-01

Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы – как истории планет

У каждой все особое, свое

И нет планет похожих на нее.

Е. Евтушенко

Ираида Кирилловна Сарапулова родилась 16 сентября 1937 года в городе Кемерово в семье военнослужащего. Отец, Сырцов Кирилл Иванович, кадровый офицер, выпускник Омского военного училища, закончивший совпартшколу, прошел всю финскую войну в должности политрука. Мама, Сырцова Ефросинья Петровна, активная комсомолка, руководила Кружком ворошиловских стрелков, прекрасно скакала на лошади, готовила кавалеристов – новобранцев для фронта. Весть о войне застала семью в отпуске в деревне. Отец в тот же день вернулся в расположение части, а мать осталась одна с детьми – Ирой и ее старшей сестрой Галей.

 Отец участвовал в Сталинградской битве, был ранен и отправлен в госпиталь в Ташкент, куда стекались все эвакуированные госпитали. Мама с маленькими детьми приехала в Ташкент, пошла работать в эвакопункт медсестрой. Работала сутками, дома почти не бывала. По ночам подрабатывала – мыла полы, стирала белье. Жили очень голодно. Весь паек, который она получала в госпитале, она приносила домой детям. Она очень уставала, но иногда по вечерам, улучив минутку, она брала книгу и читала детям сказки о волшебной красивой жизни, в которой нет войны и все счастливы. Иногда тихонько пела, и дети засыпали под ее ласковое пение. У нее был замечательный голос.

Маленькая Ира часто приходила к маме на работу, помогала ухаживать за ранеными, читала им газеты, писала письма под диктовку. И всегда тихонько напевала про себя. Однажды раненый услышал песенку, которую Ира чуть слышно напевала, и попросил спеть погромче. Сначала она застеснялась, но солдаты так дружно стали ее просить, что она встала в центре палаты и громко запела ставшую популярной в те годы "Катюшу". Из соседних палат раненые стали просить ее спеть и им. На следующий день Ира привела с собой свою старшую сестру, подружек-одноклассниц, и они подготовили целый концерт – пели песни, читали стихи, показывали гимнастические упражнения. Создалась целая импровизированная агитбригада. Ребята посещали с концертами госпитали, которых в то время в Ташкенте было много. Раненые любили Иру, заводилу и организатора всех мероприятий, называли ее солнечной девочкой, потому что она всегда улыбалась и что-то напевала. Она участвовала в школьных конкурсах – декламировала стихи, пела песни. За победу в городском конкурсе в качестве награды ей дали три метра шерстяной фланели серого цвета на форму. Это была первая победа и запомнилась ей на всю жизнь.

Несмотря на бытовавшее в то время выражение "Ташкент – город хлебный", жили очень голодно. Маминого пайка и приработка не хватало. Ира от недоедания заболела туберкулезом. Знакомые посоветовали уехать на Украину, освобожденную от оккупации. Запомнилась долгая тяжелая дорога из Ташкента до Винницы. Несколько раз попадали под бомбежку. Чудом остались живы. В огне сгорели все вещи, и только книги, швейная машинка, каким-то чудом сохранились. Вот и весь багаж семьи. Уже будучи взрослой, Ираида Кирилловна многие годы пыталась разыскать тех людей, которые приютили их в те страшные годы. Совершенно чужих, их кормили, поили, как могли одели, простые русские люди, жившие в нужде. Люди помогали друг другу чем могли: делились хлебом, кукурузой, даже семечками, чтобы пережить голод. Спичек было не достать, и люди ходили друг к другу "за жаром" - несколькими угольками из печи или лучинками. Было трудно всем, и никто не жаловался. Просто выживали вместе, и в этом было спасение.

Дети работали наравне со взрослыми. Сеяли хлеб, убирали его вручную, пахали землю на быках, перевозили урожай на повозках с поля. Вот на такой повозке работала Ира. Однажды она заболела малярией. Была высокая температура, ничего не помогало. К вечеру она уже не могла стоять на ногах от слабости. В один из таких вечеров случился пожар на молотилке, где загорелась солома. Пожар был готов перекинуться на пшеницу, и Ира сильно испугалась, остолбенев на время. Но боялась не за себя, а за урожай, который мог сгореть. Ведь зерно было на вес золота. Зато болезнь прошла бесследно. Одеть и обуть было нечего, и все умеющая, неунывающая рукодельница – мама плела лапти и научила этому мастерству очень многих. Мама организовала художественную самодеятельность и по вечерам, после тяжелого трудового дня, люди находили в себе силы собраться в клубе на посиделки, поддержать, подбодрить друг друга, помечтать о скорой победе и о будущей спокойной мирной жизни.

Тот счастливый день, когда они узнали о победе, Ираида Кирилловна до сих пор помнит до мельчайших подробностей. Как плакали, кричали, обнимались и не могли поверить в это долгожданное счастье. Пришло письмо от папы из Перми, где он находился в госпитале после очередного ранения. Его комиссовали, и семья решила обосноваться в Перми. Мама работала медсестрой в госпитале, папа после ранения работать не мог, и Ира решила попытаться найти себе работу. Маленькой худенькой девочке только сочувствовали, но на работу брать не решались – слишком хрупкой она казалась. И только директор маргаринового завода, старый фронтовик, глядя в голодные глаза Иры, пожалел, взял грузчиком в тарный цех. Работа тяжелая, нужно было носить пустые картонные коробки для фасовки маргарина. Но было одно очень важное преимущество, ради которого мудрый директор и взял ее на работу. На обед разрешалось бесплатно брать китовый жир. Хлеб макался в жир – ничего более вкусного представить в то голодное время было нельзя.

Очень ответственная, исполнительная, очень старательная девчушка вызывала уважение у старших. Все понимали, что ей нужно учиться дальше. И по ходатайству директора завода ее переводят на работу на швейную фабрику и одновременно она поступает на учебу в вечерний строительный техникум на технолога швейного производства.

С самого детства она знала, что будет шить. Детское воспоминание: мама что-то шьет за столом, а маленькая Ира сидит на швейной машине. Не за машиной, а на машине. Это была любимая игра. И когда понемногу стала шить, всегда за советом и помощью – к маме. Ровная строчка, аккуратная обработка швов – все это из маминых уроков. Слова "лекало", "вытачка" Ира впервые услышала от мамы. Очень многому научила ее мама, все азы закройного дела она узнала от нее.

Но больше, чем приемы шитья, которые Ира повторяла, поражало ее другое: понимание мамой своей работы. Та садилась за машинку, когда в доме все было прибрано, домашняя суета оставалась позади. Шитье было не обычное, воскресное занятие, дело между делом, а благоговейное, почти святое действо. Впрочем, это можно было бы еще понять, Ира знала, как мама любит шить. Но существовали вещи необъяснимые, загадку которых, казалось ей, она не постигнет никогда. Ей казалось, что перед ней не родной, самый близкий человек, а всезнающий, всевидящий волшебник. "Ты это платье не будешь носить", - говорила мама, увидев покупку. Ира возмущалась – она так долго выбирала. Но проходило время, и она действительно понимала, что это не ее. И наоборот, Ире не нравилась ткань, которую принесла мама. Но когда платье было готово, Ира удивлялась, как она могла не увидеть того, что сразу поняла мама. Понимание единства одежды и человека, ощущение каких-то нитей, которые связывают цвет и модель платья с внешностью, характером и вкусом, все то, что и делает из закройщика творца, из ремесленника – мастера, все это и вынесла Ира из маминых уроков. И спустя годы привлекло ее к специальности, навсегда определив путь в жизни.

Поступив в техникум, Ира с присущим ей азартом и увлечением окунулась в учебу и сразу поняла, как много она еще не знает. Преподаватели поражались трудолюбию девушки, для которой важна была не столько отметка, сколько чувство удовлетворенности собой. Она прислушивалась к советам старших. Не то, чтобы она познавала то, с чем была незнакома, просто появилась требовательность к себе, и каждое практическое занятие она понимала как экзамен. Без замечаний она могла по несколько раз перешивать платье. И всегда шутила: "Я прежде пороть научилась, а потом уже шить".

Пять лет напряженной учебы в техникуме, староста группы, отвечающая за весь учебный процесс в группе с присущей ей ответственностью.

Как бы взамен безвозвратно отобранного войной детства сам господь одарил ее букетом человеческих и творческих талантов. Один из таких талантов – талант общения и сильная притягательная сила личности. Сейчас это принято называть коммуникабельностью. Пока страна вставала из руин, репродукторы воспитывали население и молодежь в духе патриотизма, любви к Родине, уважении к народным традициям. Очень любила Ирина передачу "Запомни песню". Она записывала слова, заучивала мелодии и напевала их постоянно. При неимоверной загруженности она находила время на занятия спортом, гимнастикой, акробатикой. В те годы в городе часто проводились спортивные соревнования (беговая дорожка была прямо в сквере рядом с техникумом). Проводились спортивные праздники, на которых ставились спортивные пирамиды, выступали гимнасты с мячами и обручами. Жизнь бурлила событиями, концертами, эстафетами и соревнованиями. И везде Ирина была непременная участница.

Техникум закончила с отличием. А на швейной фабрике за эти годы изучила и отлично выполняла все существующие операции. С теплотой и нежностью всю жизнь хранит в своем сердце благодарность своей первой наставнице Таисии Петровне, которая заменила ей умершую маму. "Мне в жизни повезло на хороших людей, с плохими я не общалась".

Талант, организаторские способности были замечены, отмечены поощрениями и наградами. Ее творческие начинания, ее дарования получили признание старших и более опытных коллег. Ее приглашают в Дом Моделей технологом по внедрению моделей. Ирину приглашают участвовать в общегородском конкурсе. Она – технолог верхней женской одежды – представила на него спортивный костюм. Конечно, было трудно. Опыта никакого. Но это был тот случай, когда опыт заменила увлеченность.

Ирина много читает. Часами просиживает в библиотеке, изучая историю костюма, направления моды, моделирование одежды. Прочитала как-то слова, поразившие ее: впервые в истории между человеком и материалом встала машина. Пальцы людей перестали ощущать естественность материала: податливость глины, твердость дерева, напряжение металла. Возможно, поэтому стали окружать человека на что-то похожие, что-то повторяющие, а в сущности, ничего не выражающие вещи. И она, с присущей ей любовью к своей профессии обрадовалась, что ее это не коснулось. Ведь она все время чувствует материал. Стоит только прикоснуться к ткани, как ощущаешь ее теплоту, мягкость. И знаешь: от тебя одного зависит, выйдет ли из нее заурядная вещь или красивое, элегантное изделие.

Хороший каменщик любит свой мастерок, хороший столяр – рубанок… Это общеизвестно. Пристрастное отношение мастера к инструменту и материалу отзывается их благодарностью, раскрывая такие секреты, такие возможности, каких не найдешь ни в одном учебнике, не узнаешь ни у одного специалиста. Это и случилось на конкурсе. Женский костюм – сложное изделие. Но еще сложнее был материал, из которого его предстояло сшить: японская искусственная кожа. Многие мастера отказывались с ним работать: уж больно капризен. Чуть не так прострочено, пороть нельзя: остаются дырочки. Ирине нравилась кожа: тонкая, эластичная, шелковистая. Никто не объяснил ей особенности, специфику импортной кожи. Она сама догадалась, постигла их и сшила костюм на одном порыве. Вроде бы и не было никакого труда закройщика. Костюм просто, легко и естественно сидел на фигуре. Казалось, никакой другой модели и не получилось бы из этого материала. Вдохновенная работа. Строгое жюри единодушно присудило ей первое место.

Так было и в дальнейшем, но уже не на конкурсах, а в обычной повседневной работе. Ирина даже рада была, если попадалось что-то новое, сложный материал и если где-то отказывались шить, она всегда бралась и справлялась.

Но главное, что ей нравилось в работе и приносило удовлетворение, была возможность создавать одежду, угадывать модель, которая подойдет той или иной женщине, сделает ее моложе, красивее. Была рада, внося разнообразие моделей, не терпела двух одинаковых. Никогда не понимала мастеров, которые, освоив один образец, гонят его из месяца в месяц. Разве даже на двух людей можно сшить одинаковую одежду? Только равнодушный мастер, не любящий свою работу, не любящий людей поступает так. Платье, пальто должно отражать характер женщины, показывать ее индивидуальность. Женщина не должна быть незаметной. Так уж создано природой, создано мудро. Женщины более придирчивы к одежде, чем мужчины. У каждой женщины должен быть свой, неповторимый наряд. Тогда она чувствует себя достойной, уверенной. Чувствует себя женщиной.

Ее фантазиям, выдумкам, оригинальным решениям не было предела. И все это шло не от избытка молодых творческих сил, которые переполняли ее, а от глубокого понимания сути своей профессии – надо понимать людей, относиться к ним с добротой. И тогда платой за труд будет огромная радость ощущать себя нужной и полезной, не чувствуя усталости от труда.

Надо понимать людей… Как это необходимо в ее профессии. Не каждому это дано. Способности, конечно, они важны, но не ими одними определяется работа мастера. Надо справиться с физической усталостью, которая подступает уже к середине дня, как-никак все время на ногах, все время в движении. Надо выдержать психологические нагрузки при встрече с клиентами, иногда недовольными работой. Трудности, конфликты, они как бы входят составной частью в само дело. Выслушать человека, проникнуться его заботами, помочь ему – разве не это она делает как специалист?

Работая в Доме Моделей, сама создавая новые модели и образы, решила испытать судьбу в очередной раз и попробовать себя в роли манекенщицы. Фигура хорошая, рост соответствующий. Каждый выход на подиум был праздником. Она словно выходила на сцену, исполняла главную роль в спектакле. Так она воспринимала свою работу. Зрителям нравилось, возможно, оттого, что она всегда улыбалась. Она не шла с отрешенным видом, как многие модели сегодня это делают. Она была жизнерадостна и приветлива как в жизни, так и на сцене. Ее называли "улыбчивой манекенщицей", как в детстве называли "солнечной девочкой". Всю жизнь она несла свет и тепло людям.

"Люди встречаются, люди влюбляются, женятся" - и все это происходит в стенах общежития техникума, где неугомонная Ирина проводила молодежный конкурс. Эти слова когда-то популярной песенки как специально написаны о них, Ирине и Василии Сарапуловых. Именно здесь, в общежитии, впервые встретились и познакомились молодая энергичная Ирина и недавно вернувшийся из армии моряк-дальневосточник, мастер-золотые руки Василий. Сама судьба охраняла их для встречи и свела их для встречи в общежитии, в том месте, где им вскоре предстоит свить семейное гнездо, прожить первые счастливые годы, где сделает свои первые шаги их первенец – сын Олег. Как солнце согревает землю, так любовь согревает человека. Что может быть лучше и красивее счастья первой любви. У Василия позади служба в армии, награды и благодарности за отличную службу на флоте. Навыки, приобретенные в армии, пригодились в мирной жизни. Мастер, классно умеющий сделать любую работу, так что залюбуешься. Душа-человек, добрый, отзывчивый и внимательный, он не мог не привлечь внимание Ирины. Ни разу не пожалела она о сделанном выборе. И вот уже пятьдесят лет они рядом рука об руку и в горе и в радости.

А что еще?

Да все на свете было!

Мы бурно жили, споря и любя…

И все ж, признайся, ты меня любила,

Как я тебя – без памяти любя!

И пусть летят за днями дни вослед,

Нам не забыть того, что вечно живо,

Все 50 сумасшедших лет,

Мучительно и яростно счастливых!

После окончания института Василия Павловича направляют на работу в город Кропоткин инженером на машиностроительный завод. А Ираида Кирилловна начинает работать в горбыткомбинате старшим инженером-технологом. В ее подчинении ателье и Дома быта трех крупных районов – Тбилисского, Кавказского, Гулькевического. Постоянные командировки, семинары, курсы повышения квалификации – она была в родной стихии. Она училась своей профессии всю жизнь и теперь с огромным воодушевлением делилась накопленным опытом. Она могла помочь раскроить сарафан в маленьком сельском Доме быта и организовывала большие выставки-просмотры на центральных площадях в г. Кропоткине и г. Гулькевичи. Она создавала новые лекала и выкройки и вела кружок кройки и шитья при Доме культуры.

Общаясь с людьми, она привыкла ставить себя на их место. "Пропусти боль человека через себя – и тогда решение проблемы будет единственно верным", - такова ее жизненная позиция. Надо понимать людей – это качество необходимо в любой профессии. Ведь рядом с тобой коллеги – люди с разными характерами, разным отношением к работе. Но общительность, стремление помочь в любой ситуации привлекало к Ираиде Кирилловне окружающих. Бессменный организатор всех праздников, мероприятий, смотров, конкурсов, она не имела ни одной свободной минуты. После окончания рабочей смены, когда сослуживцы расходились по домам, она еще долго задерживалась на работе, чтобы решить кучу проблем – и служебных, и бытовых, потому что была членом профкома, председателем народного контроля, членом народной дружины. И на все хватало времени.

Неуемное желание делиться накопленным опытом привлекло ее в среднюю школу N° 5, где по ее инициативе открылся учебный класс швейного дела. Для его создания потребовалось немало сил и ее пробивной энергии, потому что оборудование для класса собирали с миру по нитке. Она бросила клич, и в школу ручейком потекло необходимое оборудование: утюги, оверлоки, швейные машинки, ткань, фурнитура. Трудно подсчитать, сколько девочек в то время благодаря стараниям Ираиды Кирилловны научились шить, кроить, моделировать. Для многих из них это стало частью их жизни.

Годы брали свое, все больше подводило зрение, и Ираиде Кирилловне пришлось расстаться со своей любимой профессией. Пуще всего ее пугали праздность и безделье, но чтобы не сделаться их рабом, она нашла применение своей кипучей энергии во Всероссийском обществе слепых, куда пришлось ей стать на учет по потере зрения. Она и здесь заводила и организатор всех мероприятий. На протяжении многих лет она бессменный участник хора ветеранов общества слепых. Ее нестареющий голос задорно и звонко звучит на всех концертах. Хор общества слепых – постоянный участник краевых, районных, городских конкурсов, никогда не остается без наград. Успевает Ираида Кирилловна участвовать и в хоре "Рябинушка" любительского объединения пожилых людей "Кубанская горница". И, несмотря на преклонный возраст, Ираида Кирилловна полна жизненных сил и оптимизма.

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла,

Всего с лихвой дано мне было

И счастья, света и тепла.


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!