Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  — Мирошникова Наталья

Мирошникова Наталья

13 сентября 2012 года исполняется 75 лет со дня образования Краснодарского края. Кубань – житница и здравница России, но главное её богатство составляют люди, которые своим трудом снискали славу родной земле, внесли свой вклад в её развитие. Этих людей можно назвать "солью земли". В современном понимании "соль земли" - это лучшая часть общества, отличающаяся высокой нравственностью, знаниями, передовыми идеями. В полном смысле значение этого фразеологизма соответствует предназначению и самой жизни Учителя с большой буквы, которой я посвящаю страницы моего реферата.

Учителем с большой буквы можно назвать мою бабушку Котельникову Клавдию Григорьевну – ветерана педагогического труда средней школы N°5, посвятившей этой школе 45 лет своей жизни.

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен,

Потому нам так дорого

Имя нашего учителя.

Котельникова К.Г. – учитель истории, организатор внеклассной и внешкольной работы, "Отличник народного просвещения", директор школы с 1982 по 1998г, а сейчас ветеран педагогического труда. По мнению многих учителей школы, с которыми работала моя бабушка девизом, жизненным правилом для неё стали слова Бернарда Шоу:

Жизнь для меня – не тающая свеча.

Это что-то вроде чудесного факела,

который попал мне в руки на мгновение,

и я хочу заставить его пылать, как можно ярче,

прежде чем передать грядущим поколениям.

Детство. Родилась Клавдия Григорьевна 6 марта 1937 года в нашем маленьком кубанском городке, в дружной крепкой семье, где почитали труд и любовь. Папа Григорий Васильевич Лихачев запомнился рослым трудягой, который без устали работал молотобойцем на железной дороге. Мама Раиса Михайловна, бухгалтер по специальности, была прямой противоположностью отцу, хрупкой, нежной, спокойной. В ее руках спорилась любая работа.

Война. Шло время... Наступил грозный 1941 год. И над всей страной, в каждом сердце торжественным гимном, сердечной клятвой и молитвой зазвучали слова, волнующие до слез:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

Проклятою ордой!

И встали все, как один: и умудренные жизненным опытом мужчины, и женщины, и безусые юноши. Папа Клавдии Григорьевны ушел на фронт в конце июля 1941 года. Клавдия Григорьевна пытается вспомнить тот далёкий день прощания, оставшийся в памяти маленькой четырехлетней девочки: всё происходило на призывном пункте, который находился рядом со зданием Музея на улице Красной, где сейчас располагается корпус Юридического техникума. Ей запомнился момент ужасного безмолвия, когда горе и страх лишили маму временно голоса, прощальный крепкий поцелуй отца.

Единственное письмо получила семья от папы откуда-то с Украины, очень короткое: "Иду в бой". Григорий Васильевич так и не увидел сына, который родился в октябре того страшного года. После войны по официальным сводкам стало известно, что сержант Лихачев Г.В.  пропал без вести в 1943 году. Сегодня имя Лихачёва Григория Васильевича занесено на Памятную Доску воинов-кропоткинцев, погибших в Великую Отечественную Войну, в Парке 30-летия Победы. Именно сюда приходит Клавдия Григорьевна почтить память своего отца, именно в Парк она приводит свою внучку Наташу, чтобы показать золотые буквы Памяти о прадеде.

Оккупация. Когда в августе 1942 г. окончился бой у переправы на Кубани, наступило затишье. Мама Клавдии Григорьевны, забрав детей, ушла жить к своей родной сестре на улицу Песчаную (сейчас улица им. С. Целых). "Умирать, так вместе", - говорили сестры. Зловещая тишина длилась несколько часов. А потом с рычанием поползли по улицам грязные немецкие танки, ехали мотоциклисты в нахлобученных железных касках. Потом они появились в доме, - Клавдия Григорьевна до сих пор слышит, как громко плакал младший брат, а мама никак не могла его успокоить, всё приговаривая: "Больной, болеет", боясь непредсказуемой реакции непрошенных гостей. Так прошла осень и наступила зима. В последние дни января 1943г. все уловили нарастающий гул... Это шли советские бомбардировщики на Ростов. Радость освобождения была превеликая...

Первые университеты. Долгожданная весть о победе все-таки стала неожиданной. Слезы счастья были на глазах у всех советских людей. Для всех День 9 мая 1945 года стал великим праздником. В первые послевоенные годы нужно было противостоять многочисленным трудностям: голоду 1946 года, болезням, бытовой неустроенности, преступности. Из-за нехватки обуви и одежды не все учащиеся преступят к обучению в школах. Поэтому и маленькая Клавдия пойдет в 1-ый класс школы им. Софии Перовской (она располагалась на углу улицы Гагарина и переулка Лосевского) только в 1946 году в 8,5 лет. Но главное, ее мечта наконец-то сбылась. Теперь она - ученица. Клавдия Григорьевна с теплотой и любовью вспоминает свою первую учительницу Любовь Григорьевну Саввину, открывшую такой увлекательный Мир Знаний для мальчишек и девчонок лихого послевоенного времени. Лучшей в г. Кропоткине считалась гимназия N°44 им. Луначарского, попасть учиться в которую было очень трудно. Но мама Клавдии всегда мечтала дать дочери лучшие знания. Клавдия Григорьевна до сих пор помнит напутственные слова директора гимназии Сидора Марковича Романюка, которому обещала хорошо учиться. И слово свое сдержала! Видимо, сама судьба сводила Клавдию Григорьевну с талантливыми, мудрыми и любимыми педагогами, чтобы девочка пошла по своему предначертанному пути. Это учителя истории Фаина Дмитриевна Гайворонская и Вера Афанасьевна Курилова, классный руководитель - физик Александра Вячеславовна Евтина. В школе у Клавдии было очень много друзей, среди которых она стала лидером, заводилой всех интересных дел. Самая маленькая по росту, Клавдия Григорьевна с юмором вспоминает, что во время всех демонстраций оказывалась последней в строю вместе со своей одноклассницей Людмилой Мишениной ("Мышкой") и поэтому старалась отчаянно размахивать руками, браво маршировать, чтобы хоть так обратить на себя внимание. В старших классах Клавдию избрали секретарём комитета комсомола в школе. И единственная среди всех учащихся города она была членом горкома комсомола.

Институт. У Клавдии никогда не было сомнений, что станет педагогом. Она "болела" историей, литературой. Поэтому после выпускных экзаменов выбрала исторический факультет Ставропольского пединститута. Правда, все же было одно серьезное препятствие - мама не хотела мириться с будущей профессией дочери, уговаривала пойти в торговлю. Но девушка была настойчивой. Ставрополь показался Клавдии большим, многонациональным городом. Начиналась новая самостоятельная жизнь.

Экзамены в пединститут были сложными: нужно было написать сочинение, показать свои знания по истории, географии и французскому языку. Экзамен по истории принимал знаменитый профессор Романовский, о чем Клавдию Григорьевну предупредили заранее старшекурсницы. С легкой иронией она вспоминает, что, то ли от волнения, то ли от высокого звания преподавателя, она забыла все, что так хорошо учила в школе и во время подготовки к экзамену. Слезы обиды уже готовы были упасть на вопросы билета. Но, видимо, хорошим человеком оказался этот профессор - достаточно ему было сказать несколько утешительных слов, ласково посмотреть, как сразу в памяти сложился полный и логичный ответ, и рассказывая взахлеб, Клавдия Григорьевна не могла остановиться, показав блестящие знания. Видимо, вспоминая этот эпизод из своей жизни, Клавдия Григорьевна всегда подбадривала своих учеников на школьных экзаменах, проявляла чуткость и доброе внимание. Учеба в институте доставляла огромное удовольствие. Лекции, семинары, веселые "капустники", напоминающие школьные вечера. И еще очень много книг. За время учебы девушка собрала огромную библиотеку педагогической литературы. Родственникам пришлось смастерить для нее огромный сундук, который потом кочевал за Клавдией повсюду.

В 1960 году Клавдия Григорьевна закончила институт. Вместе с двумя близкими подругами она решила поехать по распределению труда, куда пошлют. И отправилась в г. Грозный. Хотелось побыстрее обжиться на новом месте, стать настоящим учителем. Но, видимо, не судьба - по семейным обстоятельствам она вернулась в родной Кропоткин.

Работа. Так получилось, что Клавдия Григорьевна вернулась в город накануне нового учебного года, в конце августа. Но все педколлективы школ уже были укомплектованы, и молодые учителя не требовались. Поэтому целый год пришлось проработать секретарем в школе N°5 имени А.П.Чехова. (Старое здание на улице Ленина). Более скучного занятия, чем печатать справки, Клавдия и представить не могла. Сейчас тот далекий период начала своей трудовой биографии Клавдия Григорьевна вспоминает с улыбкой и называет его "своим жизненным университетом". Затем Клавдия Григорьевна становится пионервожатой - это уже ей было дело по душе, вот где проявляется ее таланта организатора и заводилы всех детских мероприятий. А в 1961 году Клавдия Григорьевна перешагнула порог нового здания школы учителем истории. Миниатюрная, быстрая, лёгкая на подъём, ребята сразу полюбили её уроки, походы, школьные праздники. С гордостью и с любовью, Клавдия Григорьевна рассказывает о своём первом выпускном классе в 1964/1965 учебном году. Тогда совсем юная, невысокого росточка учительница чувствовала себя надёжно под постоянной "опекой" своих рослых учеников-баскетболистов. Огромное количество фотоальбомов хранит Клавдия Григорьевна по сей день. Не было отдыха и летом - сначала старшая вожатая, а затем начальник трудового оздоровительного лагеря "Здоровье", где проводили школьные каникулы дети со всего города. Через 6 лет, в 1967 году, когда в школах стали вводиться должности организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, выбор пал на Клавдию Григорьевну. А через 15 лет она становится директором школы.

Директор школы.

 С 25 октября 1982 года Клавдия Григорьевна - директор средней школы N°5. В течении 16-ти лет, до 1998 года она надежно и уверенно вела по волнам знаний свой школьный корабль. Невозможно перечислить все события и дела, в которых участвовали педколлектив и учащиеся, рассказать o свершениях и победах, о поисках и находках. Просматривая документы, грамоты, строки приказов тех лет с исследовательской точки зрения, интересно увидеть, чем "жила" школа, какой атмосферой были наполнены ее будни и праздники.

 Это: - участие в социалистических соревнованиях по подготовке школ к новому учебному году (школа всегда была впереди);

- работа по выполнению решений XXVI и XXVII съездов КПСС, апрельского
1984 года Пленума ЦК КПСС - создание школы научного коммунизма, в которых проходила политическая учеба учителей (одним из пропагандистов была утверждена Клавдия Григорьевна);

- дела, посвященные 50-летию пионерской организации и 60-летию
 пионерской организации Кубани;

- комсомольские собрания, вечера, сбор металлолома и макулатуры, Демонстрации 7 ноября и 1 мая;

 - экскурсии и поездки по краю и по стране, посвященные памятным датам и

событиям. Но школа - это особый мир, где за сухими официальными строчками рапортов, докладов и резолюций, пульсировала настоящая жизнь, наполненная радостью детства и романтикой юности. Главным направлением в своей работе Клавдия  Григорьевна считала воспитание гражданственности и любви к Родине, истинного патриотизма. Для этого использовался богатый краеведческий материал, проводились незабываемые Линейки и Уроки Памяти, посвященные событиям Великой Отечественной войны, душевные традиционные Вечера встречи с выпускниками школы. Зерна добра и высокой нравственности, заложенные в школе, не растеряли многие бывшие ученики тех лет.

Хочется привести слова Клавдии Григорьевны из статьи, посвященной юбилейной дате в газете "Огни Кубани": "Я прошла в своей жизни через комсомол, много лет была членом партии и могу с уверенностью сказать, что у многих рядовых коммунистов совесть чиста. Думаю, что могу отнести себя к их числу. Поэтому и партбилет сохранила. Он напоминает мне о старых далеко неплохих временах...".

90-ые годы - переломное время для страны и Кубани, которое еще требует адекватной оценки, критичного осмысления. Но, скорее всего, это был непростой период в школьной жизни:

- с одной стороны, активный творческий поиск, инновационная работа, альтернативные методики обучения, "возвращение" забытых и запретных ранее имен и событий;

- с другой, экономический кризис, острое обострение социальных и национальных проблем .волна низкопробной продукции массовой культуры, страшное слово "терроризм". В это "послеперестроечное" десятилетие необходимо было сохранить в школе вечные общечеловеческие ценности, такие как Родина, Земля, Природа, История, Гуманизм, найти свою "изюминку", свое неповторимое "лицо" школы. Этой теме можно посвятить отдельное исследование, связанное с летописью средней школы N°5.

Сегодня. Котельникова Клавдия Григорьевна отдала школе 45 лет своей жизни, но правильно будет сказать: "Жила школой", встречая своих учеников малышами и провожая их взрослыми юношами и девушками в Большую Жизнь. В родной школе училась и моя мама Мирошникова Ольга (выпускница 1982 года), а сейчас в этой же школе в 10 классе учусь и я, внучка Клавдии Григорьевны, Мирошникова Наталия.

Я горжусь своей бабушкой, счастлива, что учусь в той же школе где 45 лет работала она. Я стараюсь не подводить её, ведь школа N°5 является вторым родным домом для всей нашей семьи

С сентября 2005 года Клавдия Григорьевна находится на заслуженном "отдыхе", но разве применимо к ней это слово с ее кипучей жизненной энергией, активностью, стремлением быть нужной для кого-то. Клавдия Григорьевна является председателем Совета ветеранов педагогического труда. Она помнит всех "своих" ветеранов, всегда чутко проявляет заботу, звонит, поздравляет, поддерживает в трудную минуту.


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!