Главная — — — — — — —
Кропоткинское городское поселение Кавказского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа N° 17
Конкурс "Ровесники края и их судьбы"
Сапогина Антонина Алексеевна
Автор: Ланина Юлия, ученица 10 "А" класса
МБОУ СОШ N°17 г.Кропоткин, Кавказский район
Улица Черноморская, 79, тел. 6-40-03
Руководитель: Сапогина Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
Сапогина Антонина Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
Учитель - слово-то какое! В нашей стране,
где учится каждый ребенок, учитель – первый человек.
Будущее нашей страны, нашего народа в руках учителя,
в его золотом сердце
А.А.Фадеев
Много знаменитых, талантливых людей вырастила Кубань, и каждый из них оставил свой "след" в той или иной области науки и культуры: кто-то стал великим поэтом, и теперь его произведения обрели всемирную славу, кто-то – гениальным ученым, чьи открытия перевернули понятия современной науки.… Но самая трудная и важная роль в развитии Краснодарского края принадлежит кубанским учителям. Именно они смогли воспитать за историю развития края не одно поколение образованных, развитых, благополучных членов общества.
Жизнь учителя – это постоянная работа над собой и с детьми, которых он учит, с их родителями, причем в этой работе преподаватель может полагаться только сам на себя, на свое умение донести мысль детям, объяснить какие-то понятия, заинтересовать ребенка в изучении своего предмета. Сравнить по всей тяжести эту профессию можно разве что с трудом шахтера: не покладая рук учитель трудится день и ночь. А по точности подхода к делу, работу учителя можно сравнить с тончайшей работой скальпеля нейрохирурга: любая неточность может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Учителю тысячи раз приходится искать новые подходы, молниеносно принимать тактические решения, тонко подбирать ключики к умам и сердцам учеников.
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель," - писал Л. Н. Толстой. И действительно, любимые учителя становятся для нас вторыми родителями, они учат нас жизни, переживают за нас, радуются нашим победам, они становятся нашими наставниками и помощниками во всем. Таких учителей любят и уважают дети, и именно такие учителя преподают на Кубани, в городе Кропоткин.
С большим удовольствием я хочу рассказать об учителе с большой буквы, учителе необыкновенной души, о Сапогиной Антонине Алексеевне, преподавателе русского языка и литературы.
Круппа (Сапогина) Антонина Алексеевна родилась 28 октября 1937 года в городе Кропоткин Краснодарского края в семье служащего. Отец Алексей Федорович Круппа работал бухгалтером на мельнице, а мать Татьяна Сергеевна - лаборантом на этом же предприятии. Родители Антонины Алексеевны были скромными тружениками, они не жалели своего личного времени, отдавая все свои силы на благо Родины.
Все мы знаем, что у хороших родителей вырастают хорошие дети, ведь воспитание – это особенное искусство. А начинаться оно должно с семьи, в которой из общения с родителями дети получают первые уроки жизни. Родители Антонины Алексеевны смогли правильно воспитать своих детей, они сумели "зарядить" их своей энергией, поэтому дети старались учиться.
В 1946 году Антонина Алексеевна пошла в первый класс. Условия работы школы в послевоенный период были тяжелыми: особое внимание уделялось
укреплению дисциплины и организованности школьников. В то время еще не было парт, поэтому дети во время занятий сидели на кирпичах, а на коленки клали доски, писали металлическими перьями, носили с собой чернильницы и промокашки. В школу приходили ребята разных возрастов, многие просто не имели возможности ходить на уроки, потому как родителям постоянно требовалась помощь в быту. Первой учительницей Антонины Алексеевны была Полина Михеевна Привалова.
"Детство было бедное, но радостное. Мы принимали участие во всех общественных делах, и все школьные годы я старательно училась на отлично, занималась акробатикой. В 1947 году мы стали октябрятами, а в четвертом классе, когда меня приняли в пионеры, я стала председателем Совета отряда, - рассказывает Антонина Алексеевна. - Красные галстуки заалели на груди ребят. Мы дорожили ими, бережно хранили их. Формы до пятого класса у нас не было, ходили, кто в чем мог. На школьных праздниках не было пышных букетов, учителям дарили белоснежные полевые ромашки, собранные по утру. Не было и портфелей. Это сейчас у каждого ребенка свой яркий, удобный и красивый рюкзак, а тогда книги и тетради носили в сумках, и никто не жаловался". Война сыграла огромную роль в формировании образования. В 1945 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеобразовательных школах с семилетнего возраста, а также были введены выпускные экзамены, стала применяться цифровая пятибалльная система оценки знаний, были учреждены золотые и серебряные медали для выпускников средней школы. Учебный процесс был очень тесно связан с трудовым, но даже в самые трудные для страны моменты школа стремилась уберечь от опасности, обогреть их, накормить. И дети, и взрослые не теряли надежды в счастливое будущее: "Моей семье не раз пришлось пережить нелегкие жизненные испытания. Помню, когда немцы были в городе. Было невыносимо жутко, страшно. Штаб немцев располагался в здании нынешнего медицинского колледжа, а там, где сейчас находится мой гараж (переулок Степной, 28), было убежище. Вход в него старались закрыть перинами, чтобы осколки не летели внутрь. Люди были в беде, но они были вместе: дружны, радушны, всегда готовы помочь друг другу, и именно эта постоянная поддержка и вера давали людям силы бороться. В это время хаты отапливались дровами, хворостом, а во дворах стояли печки, на которых готовили, поэтому в зимнюю пору приходилось особенно тяжело".
Будучи в седьмом классе, Антонина Алексеевна стала председателем Ученического комитета школы, и по окончании обучения, она была принята в Кропоткинское педагогическое училище, в котором была строгая дисциплина. Форма: коричневое платье, два фартука: белый и черный. В стенах училища Антонина Алексеевна стала комсомолкой:
В нас многое захолодила снежность,
Но, чуждая никчемных слов,
И в нас есть дружеская нежность
И комсомольская любовь…
Все периоды жизни неповторимы и прекрасны, но юность — это весна жизни и потому прекрасна вдвойне. Это время открытий, радости познания, надежд и мечтаний, время выбора профессии. Кем ты станешь? Будешь ли счастлив? Путь к счастью нелегок. Это прежде всего труд. Труд над развитием у себя необходимых в жизни качеств – выдержки, воли, настойчивости в достижении поставленной цели, чуткости, доброты и многих других. И Антонина Алексеевна трудилась: стала капитаном команды во всех спортивных мероприятиях, серьезно стала заниматься легкой атлетикой, участвовала в вечерах. И уже тогда в ее душе появилась святая надежда стать учителем.
"Глаза светились от радости за то, что мы живем под мирным небом, - улыбается Антонина Алексеевна. - Мы были настоящими патриотами, на наших плечах лежала ответственность за будущее своей страны".
После окончания педагогического училища в 1956 году Антонина Алексеевна была направлена в Таджикскую республику учителем начальной школы. Приехав в район Таджикабад, она стала учителем русского языка и литературы в русско-таджикской школе, и в этом же году была избрана секретарем учительской комсомольской организации.
"Дети в таджикских школах совсем плохо говорили по-русски, но уважали старших, - вспоминает Антонина Алексеевна, - По школе при виде учителя не бегали, даже несколько раз за день могли поздороваться. С почтением к учителям относились не только дети, но и взрослые: обращались не по имени, отчеству, а "учитель".
К моральному облику учителя во все времена предъявлялись высокие требования. Ему необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, а также педагогическая деятельности немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Именно таким учителем и являлась Антонина Алексеевна, чем и заслужила безграничное уважение к себе и своему труду, даже находясь в чужой стране.
В 1961 году Антонина Алексеевна поступила в Душанбинский педагогический институт им. Т. Г. Шевченко, а в 1962 году была избрана делегатом Первого съезда интеллигенции Таджикистана. На этом съезде ей была вручена грамота Президиума Верховного Совета Таджикской Советской Социалистической Республики за заслуги в области народного образования, коммунистического воспитания и обучения детей русскому языку в школах республики.
В 1958 году Антонина Алексеевна вышла замуж за Сапогина Игоря Валентиновича, а в 1959 году у новоиспеченной семьи родился первый сын Александр, который окончил в городе Ставрополе военное училище связи и стал офицером. В 1964 году родился второй сын Валентин, в связи с чем учеба в педагогическом институте была прервана, но в дом Антонины Алексеевны навсегда пришло настоящее тихое семейное счастье.
В 1963 году Антонина Алексеевна вступила в ряды Коммунистической Партии Советского Союза, что стало еще одним важным событием в ее жизни. Ведь коммунистическая партия определяла генеральную перспективу развития общества, руководила великой созидательной деятельностью советского народа, придавала обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
В 1968 году Антонина Алексеевна окончила институт и получила квалификацию "учитель русского языка и литературы в средней школе". С этого же года она непрерывно начала работать по специальности: в 1970 году работала в МОУ СОШ N° 5 учителем русского языка и литературы, в 1971 году была переведена в МОУ СОШ N° 44, в которой стала заместителем директора по воспитательной работе. В 1972 году вновь вернулась в СОШ N° 5. А 1985 году работала в школе N° 17. Все эти годы была секретарем партийной организации школ.
С любовью вспоминает о своей учительнице и классном руководителе Ланина Лариса, выпускница 1988 года МОУ СОШ N° 17: " Антонина Алексеевна в любую работу старалась привнести что-то новое, свое, творческое, и ей это прекрасно удавалось. Ее любили и уважали школьники. Всегда радушная и спокойная, она никогда не повышала голос на детей, но класс при ней был тих, как сад без ветра. Она создала в школе атмосферу добра, взаимопонимания, чтобы школа стала для нас вторым родительским домом".
Не одно поколение детей выучила и воспитала эта мудрая, скромная женщина. Ее выпуски всегда отличались сплоченностью, трудолюбием. Знающие Антонину Алексеевну люди ценят в ней любовь к детям, верность профессии, талант преподавателя.
"Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя," - сказал когда-то И. Гете. Но я могу с уверенностью сказать, что Антонина Алексеевна - учитель от Бога, и она заслуживает это имя. Ведь для любого учителя самые строгие судьи – это ученики, а когда они говорят о своем наставнике только хорошее, значит, учитель состоялся в своей профессии. Такие учителя, как Антонина Алексеевна, - гордость школы, гордость Кубани.
Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!