Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  — Душина Зоя Александровна, Сонина Лилия Игоревна

Душина Зоя Александровна, Сонина Лилия Игоревна

Кропоткинское поселение Кавказского района

 Конкурс творческих исследовательских работ

"Ровесники края и их судьбы"

К 75 – летию Краснодарского края

Сумм Николай Стефанович

Душина Зоя Александровна

заведующая библиотекой им. А.М. Горького

Сонина Лилия Игоревна – библиотекарь

Библиотека им. А.М. Горького(филиал N°3)

Адрес: 352386, город Кропоткин,ул.Мира,92

Телефон: (886138)7-44-93

Твоя судьба — железная дорога,

Увидел ты, дел переделал много

В своей совсем не простенькой судьбе!

Живешь, Отчизне, людям помогая,

Имея в багаже добро и честь,

И не нужна тебе судьба другая,

Когда уже одна — такая — есть!

Адрес: Краснодарский край,

город Кропоткин,

улица Мира, 92 кв. 28

Стаж работы семьи Сумм на железной дороги (более 200 лет):

§ Сумм Ефим Гаврилович (дядя Николая Стефановича) имеет правительственную награду за отличные успехи в работе.

§ Сумм Стефан Гаврилович (отец Николая Стефановича)

§ Сумм Николай Стефанович

§ Костина Елена Николаевна (дочь Николая Стефановича)

§ Костин Виктор Викторович (зять)

§ Ломтев Василий Ильич (тесть Николая Стефановича)

Николай Стефанович родился 20 ноября 1937 года.

Родители:

Отец – Сумм Стефан Гаврилович

Мать – Сумм Анна Никифоровна

Стефан Гаврилович работал на железной дороге путевым рабочим. Это работа на жаре и на холоде. Работать приходилось под проливным дождём и по метели.

Меняли прогнившие шпалы. Это тяжёлая работа по удалению рельсов, изношенных шпал. Молодым ребятам приходилось работать по 8-10 часов без перерыва на обед. Стефан Гаврилович выделялся из общей массы путевых рабочих. Он был смышленым, грамотным парнем. Его направили на курсы повышения квалификации и, после их окончания, он стал работать бригадиром путевых рабочих и проработал на этой должности 30 лет. К тяжёлому физическому труду прибавилось и ответственность за качество работы. Ему приходилось решать не только производственные вопросы, но и разбираться в семейных ситуациях своих подчинённых.

А на свою семью оставалось мало времени.

Стефану Гавриловичу досталась добрая умная, чуткая, работящая жена. Вела всё их подсобное хозяйство. Забота о детях тоже лежала на её плечах.

Анна Никифоровна – домохозяйка. Она родила 6 детей, но в живых осталось только двое.

Дети часто болели. До больницы добраться было трудно. Да и там не хватало необходимых лекарств.

В руках Анны Никифоровны всё в огороде оживало, давало богатый урожай. Своих домашних она заряжала своей неиссякаемой энергией, которая проявлялась в работе на больших огородах, в решении семейных проблем.

Чтобы прокормиться семья Сумм вдоль железной дороги разрабатывала участки земли, которые очищались от кустарников, травы. Земля здесь была нетронутой, плодородной. Но работа на ней требовала больших усилий. Поэтому вставать приходилось с восходом солнца, а ложиться – далеко за полночь.

Анна Никифоровна – прекрасный повар и, несмотря на трудное время, баловала своих детей и мужа вкусной едой.

Детство

Николай Стефанович вспоминает:

Моё детство было трудным. Наша семья жила в одной комнатёнке железнодорожной будки. Там же находилась днём вся бригада путевых рабочих. А для нашей семьи была выделена небольшая комната с печным отоплением. Печь находилась посредине комнаты. А вокруг стояли кровати, но и их не хватало. И мы с братом спали в одной кровати. Всё лето мы заготавливали дрова для печки из близлежащих лесополос. Воду брали из бассейна с привозной водой.

После освобождения станции Тихорецкой от немецко–фашистских  захватчиков семья Сумм переехала ближе к городу Тихорецку.

Мы не голодали. Наши родители были людьми работящими. На огородах, выращивались овощи, бахча. Даже кукуруза, подсолнечник и пшеница были свои. День, когда отец возил пшеницу на мельницу, чтобы смолоть муку, был долгожданным. Для всей нашей семьи наступал настоящий праздник: запах хлеба и пирогов разносился далеко.

Излишки кукурузы и пшеницы отец выменивал на выловленную рыбаками из реки Челбас рыбу. Часто возле будки рыбаки просушивали, чинили свои сети.

Мы, дети, помогали взрослым ухаживать за нашими животными: коровами, свиньями, овцами. Нужно было накосить и насушить много травы, чтобы зимой скотина не голодала.

Особенно нам нравилось пасти овец и гусей. Так мы делали сразу два дела: помогали родителям и играли в свои игры. Иногда гуси, следуя за гусыней – вожаком убегали от нас и нам приходилось их подолгу разыскивать.

Начальную школу я заканчивал во втором отделении плодово – ягодного совхоза, которое находилось недалеко от будки.

Наша школа состояла из 2-х классов, в которых в две смены занимались ученики с первого по четвёртый классы.

Время, когда я пошёл в школу, было послевоенное, трудное. Поэтому моя первая школьная форма и даже сумка для книг была сшита руками моей мамы из ситца. А пальто – перешитая отцовская шинель. Учебников было мало. Не хватало тетрадей. Поэтому мы, школьники, относились к ним очень бережно.

Наша школа отапливалась печкой. Дрова для неё выделялись совхозом.

Часто вспоминаю своих первых учителей Михаила Фёдоровича и его дочь Марию Михайловну. До сих пор у меня наворачиваются на глаза слёзы, при воспоминании о том, когда Михаил Фёдорович раздавал каждому из нас по кусочку хлеба или немного сахара, которые он получал за 14 км от школы, и ходил за этими продуктами пешком каждый день в любую погоду.

§ С пятого класса, помогая родителям, я уже работал, сам в совхозе зарабатывал на школьные принадлежности.

§ С четвёртого по десятый класс мы ежегодно сдавали экзамены по русскому языку и математике. Всего было 4 экзамена.

Мне больше нравилось решать примеры и задачи по математике. С русским языком у меня не сложились отношения.

Среднее образование я получил в г. Тихорецке. Сначала учился в школе N° 80, затем – в школе N° 34.

Добираться к школе было трудно, поэтому для учеников совхозом выделялась бричка, в которую запрягали по хорошей погоде лошадей, а по плохой погоде – волов.

Студенчество

Сдав вступительные экзамены по математике и русскому языку на базе средней школы, Николай Стефанович поступил в Тихорецкий железнодорожный техникум на эксплуатационное отделение.

Группа набралась в количестве 36 человек, но в ходе учёбы 4 студента отсеялись и курс заканчивали 32 выпускника.

Это были студенты отдела движения или "движенцы", - как они себя называли. Их группа была активной во всём: как в учёбе, так и общественной жизни. С большим волнением вспоминает Николай Стефанович о двух своих друзьях – однокурсниках, с которыми он шёл по жизни – Мирошине Ю. и Буглаке Л.

Обучение в техникуме продолжалось 2,5 года. Николай Стефанович любил предметы по специальности: организация движения и грузовая работа на железнодорожном транспорте.

С особым уважением Николай Стефанович отзывался о своём классном руководителе Гаврилей Константине Фёдоровиче, преподававшем специальность.

В 1959 году Николай Стефанович стал дипломированным специалистом.

Весь курс "движенцев" был направлен в управление Северо – Кавказской железной дороги в г. Ростов. А затем каждый выпускник получил распределение на место работы.

Николай Стефанович был распределён на железную дорогу своей малой Родины - в город Тихорецк.

Выпускники Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта не теряют связь на протяжении многих лет. Они встречаются, делятся своими воспоминаниями, своими проблемами, рассказывают о своих жизненных успехах, планах на будущее.

Главная любовь жизни

В Тихорецке семья Сумм получила план под застройку по ул. Нахимова, 16. Там и был построен турлучный дом, состоящий из двух больших комнат.

А по соседству, через несколько дворов жила красивая девочка Амалия.  

Но подружились Коля и Амалия уже взрослыми, когда им было по 18 лет и вскоре поженились.

 Свадьба была малочисленной, но очень весёлой. И опять выручило подсобное хозяйство: 10 соток земли, коровы, гуси, овцы.

Стол ломился от изобилия угощений, приготовленных золотыми руками Анны Никифоровны. Жила семья Сумм дружно. Часто вместе отдыхали на природе, ходили в кино, в парк им. Меньшикова.

На хрупкие плечи Амалии Васильевны лёг быт, забота о дочерях. И ей удавалось совмещать всё это с работой, а она была не из лёгких.

Начинала Амалия Васильевна свой трудовой стаж в городе Тихорецке в городской больнице, няней. Продолжила работу там же, в лаборатории.

При переезде в город Кропоткин стала лаборантом в Кропоткинской городской больнице, потом поваром в детской молочной кухне при детской консультации, позже там же сестрой – хозяйкой.

Дети

У Николая и Амалии родились две очаровательные дочери Елена и Светлана.

Старшая дочь родилась в городе Тихорецке через год после свадьбы.

В этом же городе она пошла в школу. Но продолжила учёбу во втором классе железнодорожной школы N° 45 города Кропоткина, куда переехала семья Сумм в 1965 году. Жили они недалеко от школы по улице Красной в двухкомнатной квартире дома N° 107. Как и многие сверстники, Елена поступила в ВУЗ. В городе Орджоникидзе. Училась она заочно в РИЖТе. Но, проучившись три курса, вышла замуж, а учёбу пришлось оставить.

Елена работала дежурной по посту на станции Кавказской. Здесь она и встретила свою судьбу – Костина Виктора. Её будущий муж работал в то время помощником машиниста, позже стал машинистом.

В семье Костиных выросли две дочери-внучки Николая Стефановича.

Старшая внучка окончила Краснодарский университет. Сейчас она работает менеджером в социальной сфере. Уже сама мама.

Младшая внучка – студентка Ростовского университета. Учится на программиста.

Младшая дочь Николая Стефановича Светлана родилась в городе Тихорецке в 1962 году.

Детство её нельзя назвать безоблачным. У родителей не было возможности получить место в детском саду, поэтому ей часто приходилось оставаться дома одной и ждать старшую сестру из школы, но она не скучала.

Света рано научилась читать и, книги стали её лучшими друзьями. Сказки, весёлые рассказы, книги о животных уносили её далеко от дома. Да и рисовала она с большим удовольствием. Герои её любимых книг перебирались не её рисунки. Все свои мечты она изображала на бумаге. Своим характером Светлана напоминает отца. Она справедливый и чуткий человек. Так, был случай в её школьной жизни: один из мальчишек обидел её одноклассницу. И она организовала девчонок, которые сумели наказать обидчика.

За её активность, принципиальность, честность Света была награждена путёвкой на туристический поезд по местам боевой славы: город Волгоград, город Краснодар, город Новороссийск, город Сочи.

Туристический поезд был организован для школьников – активистов железнодорожных школ всей Северо–Кавказской железной дороги.

Светлана окончила РИЖТ в городе Ростове и работает в том же городе, в структуре ЖКХ. Воспитала дочь Екатерину и сына Колю.

Сейчас Светлана уже бабушка и радуется от общения с внучкой Юлечкой, которой 3 года.

Николай Стефанович – прадед. У него две правнучки, которые его часто навещают.

Трудовая деятельность.

 Железную дорогу

Обслуживают много:

Помощник машиниста,

Кассир и замминистра,

 А также машинист,

А также сам министр,

А также ревизор,

А также контролер,

Плюс путевой обходчик,

Диспетчер, проводник.

Состав не загрохочет

Без каждого из них.

За то, что ходит поезд,

Им кланяемся в пояс!

Свою трудовую деятельность Николай Стефанович начал в городе Тихорецке весовщиком. Затем освоил работу технического конторщика. В его обязанность входило списание вагонов. Большого внимания от Николая Стефановича потребовала работа дежурным по посту. Нужно было очень внимательно оформлять документы на отправление поездов.

Карьерный рост Николая Стефановича продолжила должность сменного старшего диспетчера станции Тихорецкой. Он формировал поезда для отправки. Под его руководством уже работало более 120 человек.

В 1965 году семья Сумм переехала в город Кропоткин и Николай Стефанович продолжил свою трудовую деятельность на Кавказском отделении железной дороги поездным диспетчером, где проработал до 1987 года.

А с 1987 года до 1990 года он – заместитель начальника отдела по грузовой работе.

До 1997 года Николай Стефанович – дежурный по отделению Северо – Кавказской железной дороги.

На пенсию Николай Стефанович ушёл в 1992 году, но продолжал работать до 1999 года.

Имеет 33 поощрения за свой труд. Но особую ценность представляет правительственная награда в виде президентских часов.

22 декабря 1988 года в здании Дворца культуры Железнодорожников в торжественной обстановке в присутствии представителей от всех организаций Северо - Кавказской железной дороги Николаю Стефановичу вручили именные часы, сделанные из серебра и золота. Ценный подарок вручал начальник отделения железной дороги Петрущенко Александр Николаевич.

Годом позже, в 1989 году Николай Стефанович получил удостоверение ветерана труда от начальника отдела Киреева Ивана Ивановича за тридцатилетний труд на железной дороги.

Сумм Николай Стефанович – человек с активной жизненной позицией, не может сидеть без дела. И с 1983 года по 2006 год он - домком дома N° 92 по улице Мира. В период своей работы домкомом, он не только решал коммунальные вопросы, озеленения придворовой территории,  но и был не безучастен в вопросах семейных проблем своих соседей.

Даже сейчас, когда Николай Стефанович сложил с себя обязанности домкома, он  возле дома N° 92 посадил вишнёвый сад.

Пятидесятилетие совместной жизни семьи Сумм отметили на празднике Дне Семьи, проходящем по улице Мира.

Воспоминания о Николае Стефановиче Сумме

Дементиевский Алексей Григорьевич 1925 года рождения.

Заслуженный железнодорожник. Проработал с Николаем Стефановичем Суммом около 30 лет.

Знакомство их состоялось после объединения Кавказского и Тихорецкого железнодорожных отделений. Это был 1962 год.

В это время Николай Стефанович работал поездным диспетчером и у него был сменный характер работы. Он пользовался большим уважением среди машинистов. Каждый из них старался работать в его смену.

Его считали человеком слова.

Если Николай Стефанович пообещал, что сбоя в работе поездного состава не будет, то эшелон точно прибудет на станцию по расписанию.

Николай Стефанович был примером для своих сотрудников по сдержанности, достоинству, бесконфликтности, желанию пойти на встречу при решении конфликтных ситуаций. Каждый понимал меру своей ответственности при решении производственных заданий. И не было случая неподчинения поездному диспетчеру Николаю Стефановичу Сумму.

Коллектив железнодорожной станции Кавказская был дружным и решал межтерриториальные проблемы даже во время отдыха. Когда летом к поезду, идущему на Юг, цеплялся вагон, в котором ехали отдыхать железнодорожники – победители социалистических соревнований, ударники коммунистического труда, активисты, в их числе был и Николай Стефанович Сумм. Здесь же проводился и обмен опытом.

Алексей Григорьевич отмечает стремительный карьерный рост Николая Стефановича. На каждом торжественном собрании звучала фамилия Сумма. За выдающиеся успехи в работе он регулярно получал грамоты, денежные премии.

Железные дороги –

Артерии страны!

Понятно очень многим

То, как они важны!

А железнодорожник –

Профессия людей

Разумных, осторожных

В ответственном труде!


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!