Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  — Черных Юлия Николаевна

Черных Юлия Николаевна

Отделение Российского общества историков-архивистов

Краевой конкурс исследовательских работ

"Ровесники края и их судьбы"

"Ровесница края - Вожикова Валентина Михайловна"

Черных Юлия Николаевна

ученица 9 "А" класса МБОУ СОШ N°1

352380, Краснодарский край,

Кавказский район, город Кропоткин,

 ул.С.Целых 45

Телефон: 8(86138)6-30-73

school1@krp.kubannet.ru

Домашний адрес: 352380, Краснодарский край,

Кавказский район, город Кропоткин,

 ул.8 Марта 38

Руководители: Швецова Нина Алексеевна,

учитель истории, 8-918-37-94-238

Боталова Ольга Викторовна,

учитель информатики, 8-928-41-18-716

 Приближается 75 – ая годовщина образования Краснодарского края.

В преддверии этого события я узнала, что среди бывших учителей нашей школы есть ровесница края - Вожикова Валентина Михайловна. Встреча и беседа с ней произвели на меня большое впечатление. Я записала ее рассказ, чтобы и другие узнали о судьбе этой удивительной женщины:

"9 марта 2012 года мне исполнилось 75 лет. Как же это много  для меня, а для края - он мой ровесник - это только начало, рассвет.

Родилась я в 1937 году. Год тяжелый для страны. Но это я узнала потом, в школе. А в семье об этом почти не говорили. Наверное, потому, что эта беда немного коснулась и нас. У папы, Барковского Михаила Ивановича, в паспорте было написано: национальность - поляк, потом стояла печать и значилось: русский, исправленному верить. За это папа 3месяца пробыл в тюрьме в  городе Армавире. Разобрались и выпустили.

Папа был из бедной семьи.  Воспитывала его одна мама. Она работала в богатой семье поваром. Мама, Гайдар Олеся Федоровна, родилась в Сухуми 1912 году в многодетной семье, и ещё девочкой её с семьёй привезли на Кубань. Здесь, в Кропоткине, она познакомилась с папой. Они полюбили друг друга и поженились. Папа и мама – оба по специальности парикмахеры- были добросовестными специалистами. Помню: папа был мужским мастером, каждый день часа за два до работы он приводил свой инструмент в порядок. Точил и чистил каждую бритву, ножницы. У родителей было много клиентов –  планы  выполняли и перевыполняли. За что имели награды и благодарности. Мама дважды ударник соц.труда.

В 1937 году родилась я - Барковская Валя. Папа почему-то меня назвал Валёк. Наверное, ждал мальчика. Воспитывалась я в строгости. Ясли, детский садик – это мои первые университеты. Родители меня любили, но не баловали. Запомнила одно наказание. Я из садика принесла домой игрушку. Взяла её без разрешения. Мама увидела игрушку, отругала меня и сказала, чтобы я её сама отнесла в садик, отдала воспитательнице и извинилась. Я это наказание так перенесла, что заполнила на всю жизнь. Годы трудные, предвоенные, а в садике мы на десерт получали фрукты и овощи, выращенные в теплице и саду, которые располагались на территории садика. Летом перед сном детей купали в летнем душе.

В 1941 году началась Великая Отечественная война.  Папа добровольцем ушёл на фронт. Солдатом  перенёс,  как и весь наш советский народ, все ужасы войны. Имел ранения. С кровопролитными боями дошёл до Берлина. С наградами вернулся с фронта.

Летом  1943 года немец рвался на Кавказ, а станция Кавказская (так назывался город Кропоткин) была узловой. Бомбили её и наши, и немцы. Мы с мамой, как только начинали лететь самолёты, убегали в лес. Станция горела и днём и ночью. Накануне взятия города немцами мы с мамой, как и многие жители города, бежали в хутор  Николенский на реке Зеленчук. Там жила тётя Лена. Мама взяла с собой документы и самое необходимое. Всё было увязано в шерстяной платок. Год был урожайный, поля зерновых, вдоль которых мы бежали, горели. Муж тёти был на фронте. Она одна работала в колхозе, нужно было кормить 4- х детей, да ещё и мы с мамой приехали. Понимая, как тёте тяжело, мама пожила немного у неё, потом попросилась жить к другой женщине. И так мы с мамой поменяли 4 места жительства. Мама пошла работать в колхоз. Люди, даже совсем чужие, нас принимали тепло. Питались хлебом из кукурузной муки, кашами опять же из кукурузы. Сахара не было, варили "мёд" из сладкой свеклы. Печки топили тем, что осталось после уборки огорода, рубили посадки, собирали траву перекати поле. Прожив здесь месяц, перешли поближе к городу на хутор Прикубанский. Жили у незнакомых людей. Как же тогда понимали друг друга, помогали, чем могли! Мама и здесь снова пошла в колхоз работать.

Со мной в это тяжёлое время случилось беда. Мама была на работе, а я осталась с хозяйским сыном. Мы играли, около нас оказалась большая собака. Мальчик случайно наступил ей на лапу, а она укусила меня за левую ногу. Дома никого не было, я испачкала рану в  пыли. Когда пришла мама, у меня уже началось заражение крови. Фельдшер маме сказал, что он ничего сделать не может. Нужен хирург, чтобы ампутировать ногу, или я умру. А где в селе взять хирурга, да еще и война кругом? Я была без сознания, а рядом со мной мама не знала, что делать. Помог случай. Мимо двора проходила монашка и попросила у мамы воды. Она посмотрела на маму и говорит: "Наверное, похоронка пришла". А мама отвечает: "Еще хуже". И рассказала о своем горе. Та посоветовала маме прикладывать к ране дольки фасоли - она все вытянет. Мама так и сделала. Через двое суток я ходила уже сама. Фельдшер не поверил. Будучи взрослой, я прочла в книге по народной медицине, что фасоль и горох обладают антисептическими свойствами. Через некоторое время по хутору прошел слух, что немцев выбили из города. Мы с мамой пошли в город. Перешли мост через реку Кубань, а там немцы. Нас назад не пустили. Так мы оказались на оккупированной территории. Так что видела я фашистов живьем, будучи шестилетней девочкой. В нашем маленьком городке они зверствовали над евреями, не выполнявшими их дикий режим. Город был в оккупации недолго, но следов бесчеловечности осталось много. Были разрушены МЭЗ, химзавод, школы, больницы, жилые дома, станция Кавказская. Город нужно было срочно восстанавливать. На восстановительные работы приглашалась молодежь из соседних деревень. Жители города бесплатно  предоставляли им жилье. У нас в доме квартировали 4 девочки.

Осенью 1944 года я пошла в первый класс средней школы N°1 имени В.Г. Белинского. Школа работала в три смены, так как была еще вечерняя школа. Окна на половину были заложены кирпичом. Мебели в школе нет. Несли свою: у кого что было. У меня был маленький столик и низкий табурет. А рядом у девочки - высокий столик и большой стул. Так и сидели рядом. Книги и тетради вместо портфеля завязывали в марлевый платок. Вместо чернильниц у многих были пузырьки с чернилами. И вот нечаянно девочка-соседка переливает чернила прямо на мои книги и тетради. Это было настоящее горе для меня. Книги и тетради дорогие. Думала, мама меня отругает, а она и слова не сказала, только покачала головой. Так целый год ходила по подругам, просила на час - два учебники, чтобы сделать уроки. Первая учительница – Надежда Васильевна Дробилкина - была очень внимательна. Начинали писать палочки и крючочки карандашом, потом ручкой с металлическим пером. Уделялось большое внимание каллиграфии. На большой перемене нам давали по кусочку черного хлеба с джемом. С каким  удовольствием мы уплетали его! Обучение было раздельное. Школы имени Белинского и Луначарского были женскими, а Маяковского и Дугинец - мужскими. Учась в начальных классах мы помогали местным совхозам в уборке хлеба, собирали по стерне колоски. Экзамены сдавали с 4 по 10 класс. Отношение к учебе было очень серьезное. Родители, в основном, имели четырехклассное образование, но как же им хотелось, чтобы дети получили среднее.

9 мая 1945 – День Победы. Папа с наградами пришел с фронта чуть раньше. Какое же ликование было в нашем городе! Первый митинг прошел на стадионе "Локомотив". Стадион всех вместить не мог, горожане все шли и шли. Выстраивались около стадиона.

После войны город хорошел на глазах. Начали работать восстановленные заводы, школы, больницы. Однако жизнь была трудной. Стояли в очередях за черным хлебом по карточкам, за водой. Рядом со школой была колонка, а над ней - домик. Вода отпускалась за день 5 копеек два ведра. Я с ровесницами брала ведра, коромысло и шла за водой, а потом с наполненными ведрами шли обратно, стараясь не расплескать ни капли. В это же время колодцы с соленой водой стали заменять на колонки и по всему городу  проводить линию водопровода. Армяне построили в городе маленькие пекарни, где пекли очень вкусный белый хлеб – большие овальные булки. Его обменивали за небольшую плату на муку. Варили на молоке кашу из кукурузы. Постное масло получали на МЭЗе в обмен на семена подсолнечника. Главным транспортом были повозки, запряженные лошадьми.

В те времена не было роскоши материальной, а была роскошь человеческого общения. Люди старались помогать друг другу. За все 10 лет обучения в школе не было у нас больших развлечений. Запомнились традиционные вечера встречи выпускников. Мы, школьницы, завидовали студенткам, когда они в школу приходили не в форменных платьях. Вот где был парад моделей! Но форму - накрахмаленные белые фартуки и воротнички, белые банты в косах – мы любили! В школе работали кружки: хоровой, спортивный, кинокружок и предметные. Учили нас прекрасные учителя – фронтовики: Замулин Г.Т., Карпичев Ф.С. Побаивались, но уважали Дегтярева И.Ф., учителя химии. Помню чудесные уроки литературы Зилгаловой Л.Э., уроки географии Е.К. Терещенко и многих других. Кабинет химии был лучшим в крае, базой для обучения учителей химии города.

Будучи комсомольцами, мы принимали участие в сборе металлолома, макулатуры, помогали в строительстве городской больницы и других объектов, озеленяли город. Лесок, расположенный по правой стороне дороги к мосту на Гулькевичи, был посажен старшеклассниками школ города. А около дворов мы сажали фруктовые деревья вместе с родителями. Вскоре город стал похож на сад.

В 1954 году был выпускной вечер. Очень скромный по сравнению с теперешними. Вручили аттестаты, потанцевали немного и все. Нужно было определяться с выбором профессии. По совету родителей я поехала поступать в г. Орджоникидзе в медицинский институт, но не добрала одного балла. Хотела поступать кандидатом в студенты, но ректор меня отговорил. Я перепугалась ехать работать в аул, не зная осетинского языка. А когда сходила в анатомический зал, то желание поступать в медицинский институт совсем пропало.

В 1956 году я поступила в Ростовский государственный педагогический институт на факультет физики и основ производства. В сентябре месяце, сразу после поступления в институт нас отправили на работу в колхоз, в овощеводческую бригаду. Спали на соломе на нарах, сами готовили себе постные супы и борщи. Факультет был самый трудный. Первый год обучения я жила с девочками на квартире, а после смерти папы в 1957 году мне дали место в общежитии. Мама осталась одна с двумя детьми: я, студентка 2 курса института, и сестра в возрасте 9 лет. В 1948 году родилась моя сестра Люба. Я ее очень любила. Помню, она была совсем маленькая, а я уже училась в 3 классе и в свободное от учебы время нянчила сестру. На одной руке сестричка, а другой пишу черновик, который ежедневно проверял после работы папа. Он не признавал оценку "3" и говорил, что это все равно что "2". Нужно было учиться только на "хорошо" и "отлично". А так у нас в классе учились все.

Жили мы бедно, но мама старалась, чтобы у нас с сестрой все было. В Ростове она частным образом у театрального мастера научилась  делать шиньоны и парики. Смену работала в парикмахерской, а дома по ночам делала парики. Большую часть вырученных денег вкладывала в план, чтобы получить хорошую пенсию, а на остальные учила меня и сестру. Обучаясь в институте, мы проходили практику в школе и на заводе Ростсельмаш. В институте нас учили теоретически познавать основы производства, а на заводе - практически. В 1961 году мы спокойно работали на заводе. Вдруг шум, гам, крики радости. Сразу мы не поняли, в чем дело, а потом выяснилось. Человек в космосе! Это Юрий Алексеевич Гагарин впервые преодолел земное притяжение и заявил о себе и о стране Советов. Какой громадный был завод Ростсельмаш! Сколько там было хорошо оборудованных цехов. По территории завода были проложены рельсы и ходили грузовые трамваи. Комбайны готовились на экспорт, и мы по ночам очищали их от окалины. Работали мы и на станках. На 5 курсе почти целую 3 четверть мы проходили практику в школах Ростовской области. Было очень трудно. Всю работу мы делали бесплатно. Каждый день уроки посещали завуч или директор. И в конце практики меня пригласили в школу работать. Из школы в институт был отправлен запрос. Но когда сдали последний государственный экзамен, нас пригласили в деканат и зачитали приказ министра просвещения, по которому весь выпуск физиков и математиков отправлялся в распоряжение районо Красноярского края.

20 августа 1961 года нас под звуки духового оркестра проводили к месту работы. Я была направлена в Курганский район в г.Артемовск. Школа средняя, классов мало. Часов с трудом набиралось до 20. Всего в школу направили 6 учителей. Там, в далекой Сибири, я познакомилась со своим будущим мужем, Вожиковым Михаилом Ивановичем. Здесь я столкнулась с другими по моральному облику людьми. Основные жители этого городка -  раскулаченные казаки- староверы. Их молодежь называла "куркулями". Выращивали сибиряки, в основном, картофель, варенье варили из черемухи, смородины, клубники, но ничего не продавали. Мы приехали в Сибирь в конце августа, конечно же, никаких заготовок не было. Вот и питались в столовой. Зарплата уходила быстро, но молодежь не унывала. Нас радовала богатейшая природа. Жили прямо в тайге. Помню: работала в школе учитель биологии Козлова М.И. На пришкольном участке вместе с детьми выращивала растения, каких в Сибири и не видели. Эта замечательная учительница со своими школьниками – помощниками стала участницей ВДНХ.

1969 году я приехала в свой родной город Кропоткин и устроилась работать учителем в ту же школу, в которой получила среднее образование и проработала в ней 41 год. Преподаватели, учившие меня, стали моими наставниками. Помогал мне мой коллега Коморев П.В. Вместе с ним мы готовили опыты на уроке в старших классах, выполняли практические работы. Одним из директоров школы был мой учитель биологии Замулин Г.Т. С его помощью я подготовила и провела свой первый открытый урок для учителей города по теме "Плавание тел". В это время было модным использование на уроке ТСО. Фильм по теме урока Григорий Терентьевич привез из Армавира. Каждый год в школе проходили выставки технического творчества. Мы с ребятами готовили приборы, электрофицированные стенды, роботов. В городе была станция юных техников. При директоре Замулине Т.Г. турлучная пристройка к школе была заменена на большую кирпичную. Это была не просто пристройка: два больших зала,  спортивный и актовый, три кабинета с лабораториями, большая столовая с кухнями и красивый вестибюль. В школе были замечательные мастерские по работе с металлом и деревом.

В 1968 году я стала членом КПСС. Через год меня выбрали секретарем школьной партийной организации. С 1969 года  я работала и в школе, и в Обществе знания. Это дало возможность побывать на семинарах в г.Москве, Ленинграде, Краснодаре, Ростове и встретиться с интересными людьми.

Город хорошел с каждым днем. На сессии Горисполкома был утвержден генеральный план застройки города. Улица Красная по этому плану становилась центральной. Переулок Ворошилова - основным выходом к реке Кубань. Строились заводы: МИССП, КОПС, жилье для горожан. Появились новые культурные центры: ДК ЖД, стадион "Юность" и "Локомотив", парк 30 - летия Победы с большим мемориалом. В это время наша семья получила двухкомнатную квартиру: муж работал фасовщиком на заводе стройматериалов. На улице Красной был построен первый девятиэтажный дом для учителей и врачей. 8 учителей из нашей школы получили квартиры в этом доме.

В 1977 году я была назначена заместителем директора по внеклассной работе. Вся внеклассная работа проходила под девизом: "Школа - центр воспитательной работы на микрорайоне". Каждую субботу проводились тематические вечера, на которые приглашались бывшие ученики школы. Организатор проводил работу с трудными подростками, неблагополучными семьями, смотры художественной самодеятельности. Больше всего мне нравилось организовывать работу лагеря труда и отдыха на базе пригородных совхозов "Заря" и "Виктория". Фронт работ, питание, жилье предоставляли совхозы. Воспитательную работы в течение 24 часов осуществляли учителя.

Наша школа гордилась профориентационной работой. Благодаря базовому предприятию МИССП, который помогал материально, и директору школы Миргородской А.Н. наш кабинет профориентации занимал первые места в смотрах. Директор завода МИССП Матчак Я.А. помогал в организации обучения старшеклассников профессиям токаря и слесаря. На заводе был класс для теоретических занятий, которые проводили ведущие специалисты завода. В цеху с новейшим оборудованием школьники проходили трудовую практику. После окончания школы выпускников, желающих работать на заводе по специальности, брали в первую очередь. Так как трудовой подготовке школьников уделялось большое внимание, то была введена должность организатора общественнополезного производственного труда - ОППТ, которую я занимала до выхода на пенсию. По расписанию, начиная с 8 класса, учащиеся еженедельно по 2 часа проходили практику на заводах МИССП, Молокозавода, Хлебокомбината. По итогам практики Молокозавод закупал путевки для детей. Благодаря этому ученики нашей школы побывали в Приэльбрусье, Москве, Ленинграде, Краснодоне.

За последние годы работы в памяти остались замечательные события и люди. Светлую память храню об учителе истории, любимице всего коллектива – Новиненко Лидии Федоровне. Сайгашева Т.Г.- ученица нашей школы. Татьяна Георгиевна прошла путь секретаря школьной комсомольской организации, пионервожатой, учителя биологии, заместителя директора. Удивляла своей строгостью Зиновенко Ж.Г. Запомнилась методическая неделя "Все флаги в гости к нам". Я с классом представляла республику Армению.

В 2001 году жизнь преподнесла "подарок". Врачи поставили страшный диагноз – онкология. До сих пор благодарна за моральную и материальную поддержку, оказанную коллективом, учениками и родителями школы. Отдельное спасибо Сайгашевой Т.Г. за ее чуткое, доброе сердце, за слова поддержки и утешения перед операцией. Это она убедила меня выйти на работу, что оторвало от тяжелых мыслей.

Сейчас моя жизнь состоит из воспоминаний и забот о семье. Дочь моя выросла и пошла работать по стопам бабушки и дедушки – закончила школу парикмахерского искусства. Есть у меня прекрасная внучка Кристина Клименко, закончившая Ростовский государственный университет транспорта и связи. Она, как и ее отец, работает в локомотивном депо. А еще у меня есть правнучек Ванечка. Ему пять лет. Это наша радость и надежда".


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!