Администрация

Главная —  —  —  —  —  —  — Бардадым Валентина Валерьевна, Проскурова Елена Алексеевна

Бардадым Валентина Валерьевна, Проскурова Елена Алексеевна

Кропоткинское городское поселение Кавказского района

Краевой конкурс творческих исследовательских работ

"Ровесники края и их судьбы"

К 75-летию Краснодарского края

Тараненко Виталий Николаевич

Бардадым Валентина Валериевна – 

заведующий филиалом,

Проскурова Елена Алексеевна -

библиотекарь

 Библиотека им. Н.К. Крупской

Адрес: 352396, город Кропоткин,

Микрорайон 1, д. 29/1

Телефон: 3-59-39

"Край мой – Гордость моя".

( к 75-летию образования Краснодарского края).

Дорога, которую он выбрал - железная…

Много в России городов – больших и малых, известных и не очень. Но каждому человеку особенно дорог тот, в котором он живет, с которым связаны его надежды и мечты, и поэтому это место кажется самым лучшим на свете.

Города есть большие на свете

Средь лесов или щедрых полей,

Но Кропоткин на целой планете

Нам дороже и всех милей.

Каким бы маленьким и провинциальным не был наш город, он для нас самый любимый, самый-самый. С ним связана наша жизнь и никуда нам от этого не деться.

Любимый город.

Горит в огнях зорь города дорожка

Объят лазурью солнечный рассвет

И хорошеет в лучах березка

Тебя прекрасней, мой Кропоткин, нет!

Встречает утро липа золотая

Любовью рвется тополь стройный к ней

Кубань – река искрится вековая

И нет на свете города милей.

Войной был опален любимый город,

С руин поднялся средь лесов, полей

Казачий край ты сердцу очень дорог

Под взглядом зорь, под говор журавлей.

Вл. Уваров.

Но говоря о городе с любовью, нельзя не рассказать о его жителях. О тех, о ком мы говорим с благодарностью, уважением, о тех, кто на первый взгляд ничем особым не выделяется. Просто работает, просто живет, растит детей, внуков, любит свой дом и свою малую родину. Но именно этим завоевали они уважение окружающих людей.

Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы – как истории планет

У каждой все особое, свое

И нет планет похожих на нее.

Е.Евтушенко.

Оглянувшись назад…

Такое и представить себе невозможно: чтобы Земля – и без дорог. Пешие и конные, на слонах и собаках, верблюдах и ишаках, люди торили дороги от веку. Путями сообщения были и реки. Древние мореходы, оставив за горизонтом родную землю, направляли свои корабли по солнцу и звездам и знали наверняка "дорогу туда" и "дорогу обратно".

Охота к перемене мест делала свое дело. Общаясь, люди учились жить на своей земле. Наши далекие предки первые свои пути выбирали, петляя по горным кручам, обходя болота и пади, отыскивая в чащобах звериные тропы. Потом дороги стали строить.

Шло время, сменялись эпохи, каменный век сменился железным, а до железных дорог было еще страшно далеко. Их породило другое время – век пара и электричества.

Рождался двигатель для железных дорог.

Примерно к этому же времени относится и появление рельсов – чугунных и стальных "колесопроводов", значительно облегчавших движение всякого рода тележек, повозок, вагонеток на заводских путях. Только тяга на этих первых железных путях была пока еще конной или вовсе…человеческой.

Первый в мире паровоз в 1803 году изобрел англичанин Ричард Треветик. Вообще паровозостроение, как и развитие железных дорог, стимулировало мировой процесс перехода к капитализму.

И все-таки жизнь взяла свое.

Первый отечественный паровоз в 1834 году построили талантливые умельцы, крепостные уральского заводчика Демидова, отец и сын Черепановы.

Официальной датой начала железнодорожного движения в России считается торжественное открытие дороги в 21 версту от Петербурга к Царскому Селу (ныне Пушкин). Было это 30 октября по старому стилю (11 ноября – по новому) 1837 года.

Железнодорожное строительство началось. Потом Россия стала удивлять мир. Линия Петербург-Москва, построенная в середине прошлого века, стала величайшей железной дорогой в Европе.

После Великой Октябрьской революции в развитии транспорта наступила новая эра.

О том, как работали железнодорожники во время Отечественной войны, написаны тома.

При вынужденном отступлении наших войск железнодорожники покидали свои посты последними - на них лежала обязанность эвакуации промышленных предприятий, техники, в том числе и железнодорожной, и в самый последний момент – разрушение всего, что остается врагу. Уходили последними, а это значит - почти всегда с боями.

На временно оккупированной врагом территории подпольщики – железнодорожники и партизаны объявили гитлеровцам настоящую рельсовую войну, пуская под откос их поезда, взрывая мосты, скопления военной техники, горючего, продовольствия, боеприпасов на узлах.

В суровые военные годы каждый железнодорожник считал себя мобилизованным, на всех железных дорогах страны было введено военное положение. Железнодорожные войска эвакуировали заводы и население, сражались на бронепоездах.

Богата героическими событиями история советского железнодорожного транспорта.

Сегодня мы поведем свой рассказ о машинисте железнодорожнике Тараненко Виталии Николаевиче.

Родился Виталий Николаевич 23 октября 1937 в городе Кропоткин. Виталия Николаевича воспитывали дедушка и бабушка, так как отец Николай Георгиевич в войну работал на транспорте, перевозил грузы, считался участником войны. Проработал машинистом тридцать шесть лет, любил рисовать картины, он их дарил знакомым. Дедушка Георгий Иванович был машинистом первого класса. Прошел войну. Прожил дедушка Виталия Николаевича сто лет. Все в своей жизни любил делать пунктуально, на железной дороге работал до пенсии.

Виталий Николаевич учился в сорок четвертой школе, учился хорошо, особенно давались точные науки. В школе занимался легкой атлетикой (гимнастикой, бегом, футболом, организовывал игру в ручной мяч). За высокие спортивные результаты награждался почетными грамотами. После окончания школы служил в рядах Красной армии, демобилизовался в пятьдесят девятом году. Стал на учет воинский, и через неделю взяли его кочегаром паровоза.

Быть железнодорожником почетно. И интересно. Хотя и непросто и очень ответственно. Знал он все это по рассказам отца и деда.

Нет, наверное, в жизни более важного момента, чем выбор профессии. Случайный выбор может оказаться счастливым… только случайно. А чтобы не ошибиться, надо иметь хоть какое-то представление о том, что выбираешь, что сделано в этой области до тебя, что предстоит сделать тебе самому.

Дорога, которую он выбрал, - железная…

Профессий, связанных с достижением, скоростью – вообще не так уж и много – моряк, шофер, пилот, космонавт, машинист… В этих профессиях сосредоточено как раз то, что так привлекает молодежь, - романтика дальних дорог, современная техника, высокие скорости.

Когда пришла пора выбирать себе профессию, он без колебаний пошел в машинисты. По стопам своего деда и отца.

Виталий Николаевич работая без отрыва от производства повышал квалификацию ( закончил курсы помощника электровоза . параллельно учился в железнодорожном техникуме, закончил курсы машиниста электровоза ).

Профессия – не перо жар- птицы, которое можно выдернуть легко и бездумно, не утруждая рук и не напрягая ума. Профессия – это лестница, у которой есть первая ступенька, но нет последней, это лестница постоянных усовершенствований. Вот на этой лестнице, начиная с первой ступеньки, всю жизнь поднимался, совершенствуя своё  мастерство, Виталий Николаевич, от кочегара паровоза – до машиниста первого класса электровоза. Его наставниками были такие знающие свое дело люди, как начальник депо Ступак, и инструкторы Вагнер, Хохлов, Винокуров, основным же инструктором был Башкиров.

Виталий Николаевич вел активный образ жизни: ходил в бассейн, был дружинником, несколько лет состоял в обществе автолюбителей, увлекался и ходил на охоту. За добросовестный труд Виталий Николаевич был награжден благодарностями и грамотами, награжден медалью "Ветеран труда". Он ударник Коммунистического труда. На доске почета висела фотография Виталия Николаевича за спортивные и трудовые достижения (1 разряд ручной мяч, и ударник труда) ,

Но, говоря о Виталии Николаевиче, нельзя не рассказать о его замечательной семье.

"Не нужен и клад, когда в семье лад" - эта старинная русская пословица лукава и мудра. Но как много значит для живущих под одной крышей этот лад. Ведь хорошая семья способна дать человеку крылья, в ней он ощущает себя сильным, защищенным от любых неприятностей, духовно богатым, интересным.

Семья! Коротенькое слово как будто просто так сказал, а сколько в нем тепла живого, кипучей жизни в нем накал. Эти слова можно адресовать семье Виталия Николаевича.

И как говорит Виталий Николаевич, что многие его заслуги стали возможны во многом благодаря его прекрасной половинке – жене Елене Михайловне. Они прожили вместе сорок лет.

" Не великая награда,

Не высокий пьедестал,

Человеку мало надо –

Лишь бы дома кто-то ждал!"

Каждый раз, возвращаясь домой, оставлял Виталий Николаевич все свои неприятности за порогом, потому что дома его всегда ждали тепло и уют родной семьи, созданные заботливыми руками Елены Михайловны.

Елена Михайловна родилась 8 августа 1948 года в Кавказской, там же и училась. Заканчивая одиннадцатый класс одновременно училась на медсестру воспитателя детских учреждений. По этой специальности с 1966-1969 года она отработала три года. Потом поступила в Ставропольский технологический техникум бытового обслуживания. После техникума устроилась в детские ясельки N°5 по первой специальности. Год отработала, потом поступила бухгалтером в 1975 году в КБО (комбинат бытового обслуживания).  С 1985 года была начальником трикотажного цеха до 1990 года, потом предприятие распалось. Немножко работала (4 года) в отделе подписки на почте. С 1995-1999 года работала бухгалтером в воинской части напротив городской поликлиники. С 2000 года работала на химическом заводе станции обессоливания до 2003 года. Елена Михайловна, так же, как и Виталий Николаевич участвовала в спортивных спартакиадах. Награждалась грамотами и благодарностями. Была Комсомолкой и членом партии.

Таких людей, как Елена Михайловна, называют светлыми, солнечными. С первой встречи, с первых слов хозяйки дома, с ее теплой улыбки, мягкого спокойного голоса ощутили мы ее душевную теплоту.

Жизненный путь этой семьи не был увенчан розами и лилиями. Они прошли все испытания и трудности, которые выпали на их долю, но сохранили взаимную любовь и преданность, вырастили замечательного сына – Сергея.

Сергей Витальевич, как и отец, закончил сорок четвертую школу, после школы поступил в Ростовский университет железнодорожного транспорта отделения вагонного хозяйства, параллельно была военная кафедра. После университета проработал на СТО и в звании старшего лейтенанта был принят в комендатуру железнодорожного транспорта (сейчас ее нет). С 1999-2005 год находился в Чечне, в горячей точке - Ханкале. Война осталась открытой раной в душах тех, кто прошел по ее дорогам. Во все времена солдат выполняет приказы. С честью выполнил и Сергей свой долг, продолжая боевые традиции своих дедов и отцов. Сергей там прослужил в звании капитана. Был награжден медалью и крестом МВД. Сергей Витальевич вместе с женой был в Ханкале, там и родился у них сын – Руслан. Имеют удостоверения ветерана боевых действий. Сейчас живут и работают в Краснодаре.

Судьбы человеческие… Неисчислимое множество их каждодневно вписывается в графу жизни.

Маленькие и большие они составляют то единое, целое, которое мы называем жизнью.

И мы гордимся, что у нас есть такие земляки, которые свой труд, свои силы вкладывали на благо Родины.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющих таких глубоких корней, - бедный народ.

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и в десять дворов деревеньки. Это имена людей. Это мой отец-водитель и твой отец-нефтяник. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятия Отечества до границ всего Государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Для семьи Тараненко истоки, малая родина – Кропоткин!

Надписи к документам Тараненко В. Н.

1 – 13. Трудовая книжка Тараненко Виталия Николаевича.

14. 1977 г. Удостоверение курсов повышения квалификации машинистов.

15. 1967 г. Диплом Тараненко В.Н. с приложением.

16. Профсоюзный билет.

17. 1960 г. Свидетельство об обучении в Кавказской дортехшколе.

18. 1961 г. Свидетельство об обучении в Кавказской ДТШ.

19. 1964 г. Свидетельство о присвоении профессии машиниста электровоза.

20. 1964 г. Свидетельство о присвоении права самостоятельного управления электровозом.

21. 1979 г. Свидетельство о присвоении профессии машиниста тепловоза.

22. 1989 г. Удостоверение к медали "Ветеран труда".

23. 1988 г. Удостоверение внештатного егеря Кропоткинского МрООР.

24. 1997 Удостоверение на права и льготы.

25. 1985 г. Удостоверение народного дружинника.

26. 1979 г. Грамота районного Совета ДСО "Локомотив".


Примите участие в IT-опросе! Ваше мнение важно!