Главная — — — — —
У подростков развито, даже гипертрофированно, чувство противоречия, поэтому всё, что пытаются донести (в подростковом варианте — навязать) им родители, воспринимается «в штыки». Как же «достучаться» до повзрослевшего чада, если нравоучения их озлобляют, а наставления «в одно ухо влетают, в другое вылетают»?
«Чтение морали» не всегда работает, и вот почему:
· родители отчитывают детей при посторонних;
· как правило, используют в своем монологе угрозы и элементы унижения;
· повышают голос до крика;
· применяют двойные стандарты. Когда взрослые говорят одно, а делают другое, доверие к ним пропадает, и их наставления и советы уже не имеют большой силы;
· только ругают. Скупы на похвалу, а дети и подростки воспринимают информацию буквально: если родители хвалят — значит любят, если ругают, то нет.
Посмотрите на себя со стороны: вам свойственно такое поведение? Если сложно вспомнить и проанализировать свои монологи, постарайтесь во время «разбора полетов» включить диктофон — обязательно «поймаете» то, что упустили из виду.
Проведите эксперимент. Подумайте о том, что вам в себе не нравится. Допустим, лишний вес. Или привычка оставлять дела «на потом». Вспомните, что чувствуете, когда родные говорят вам о необходимости изменений: сразу хочется меняться? Подумайте, какие советы и в какой форме сказанные вы приняли бы с благодарностью?
Как бы вы не были обижены или расстроены, не оскорбляйте и не унижайте ребенка. Именно вы показываете детям как допустимое, так и недопустимое поведение в семейных конфликтах. Плохой пример дети считывают и применяют гораздо быстрее, чем хороший, и результата долго ждать не придется.
Психологи Детского телефона доверия рекомендуют использовать в общении с детьми технику «Я-сообщений». Суть в том, что поступки ребенка оцениваются через свое состояние, а не его поведение.
Обычно мы выражаем недовольство через «Вы-сообщения»:
— Ты опять не выбросил мусор…
— Ты никогда не запоминаешь мои просьбы…
— Ты всегда поступаешь по-своему…
— Ты опять не позвонил! Сколько можно…
Такие сообщения заставляют подростка защищаться, что он и делает.
А вот эта же информация в технике «Я-сообщений»:
· Я опять разозлилась с утра из-за мусора…
· Я не знаю, как озвучивать свои просьбы, чтобы они запоминались…
· Я огорчена тем, что мои слова не доходят до тебя…
· Подойди ко мне, пожалуйста. Я очень волновалась за тебя…
Техника «Я-сообщений» показывает подростку, что его границы не нарушены, что его точка зрения принимается в расчет и к ней относятся с уважением. И в то же время взрослый доходчиво объясняет свое состояние и положение текущих дел.
Нельзя забывать, что подростки подвластны чужому влиянию, а когда дома постоянно «пилят», их реакция — бежать туда, где понимают и принимают.
Если нужна поддержка — звоните 8 800 2000 122 — специалисты Детского телефона доверия жует вашего звонка!